Лисье толковище.
Набрав некоторое количество слов у которых "отскреблись" этимологические основы решила "состряпать" из них
прообраз толкового словарика,
чтобы быстро обращаться к старым смыслам и наглядно представлять масштаб внесённых в язык изменений.
Подробный разбор этимологий можно найти здесь
в размышлениях над "образами слов".
Обращаю внимание, что "Лисье толковище" не претендует на научность.
А
Б
богатый - удостоенный, осчастливленный. От *bogъ "бог" или *bogъ "достояние, доля"...
Одно из значений приставки о- распространение действия вокруг предмета.
Ср. др.-инд. bhagas "достояние, счастье, доля; наделяющий, господин", авест. baa- "господин, бог".
Любопытно, что у древних египтян встречается созвучие - "Ба" имеющее сходный смысл (обозначающее
глубинную сущность и жизненную энергию человека), одно из пяти составных души.
бранный - ударный, военный, боевой.
В
вежливый - ведающий от "др.-рус. от в?жа «знаток» первоначально — знающий, опытный.
вероятность - верой случившееся.
вечность - это не только безначальная и бесконечная длительность,
а одно из проявлений сущности "всеобщего информационного бессознательного"
бездонного и непостижимого, того, где одномоментно, без начала и конца, всегда находились,
находятся и будут находиться все вести,
откуда приходит и уходит всё - "все ещё было, всё уже будет".
вещать - нести, транслировать веды, вЕдомое
вещь - некая "проекция" вести в материальный мир, мир Яви.
Г
грех - ошибка, путаница, заблуждение.
грязь - восходит к "грузу" - погружаться, тонуть и к grezь - вязкое илистое дно.
Оба первозначения говорят о пагубности присутствия грязи: ввязнуть в грязь или погрузиться, уйти ко дну. Понятно
почему так важно очищать "от грязи" всё - и слова и дела, в противном случае "утонем".
Д
дар - происходит от "дать", общеслав. индоевроп. характера.
Сколько однокоренных слов: дажьба, давание, даяние, дачник, дань, данство (дача взаймы),
даньщик (сборщик податей) - это всё по Далю, а ещё: задача, Дажбог, подарок и даю.
дело - созидание, сотворение, в то время, как
бизнес - относится к др. англ. "забота, беспокойство".
достижение - достигать, заимств. из ст.-сл. яз., производное от стигати,
от той же основы, что и стезя (жизненный путь), приставка до - указывает на завершение действия, его конец,
достигать - пройти путь до конца.
друг - на авестийском "Друг" или "Друдж" означает "ложь" и является именем
одного из самых страшных демонов-искусителей.
Е
еда - приём пищи (от. еденье действие по. гл. есть, ясти, начиналось с "ять").
Ж
жалость - печаль, скорбь.
З
забава - это за_бытие или за_бывать.
"закадыка, закадычник, закадычный" - тот, с которым готов разделить стол и чару,
человек близкий настолько, чтобы не опасаться его.
"знакомец" - тот, который известен. Я бы отождествила его с "приятелем"
в современном толковании.
зябнет - по сути произрастает (зерно разрывается для того, чтобы дать росток),
возносят к др.-инд. ja?mbhate, ja?bhate "хватает", jambha?yati "дробится".
И
идиот - "частное лицо, посторонний,
непосвящённый", эдакий асоциал, пренебрегающий общественными интересами и
не обладающий гражданским сознанием.
игра - это реализация творческой ипостаси формы связи со всеобщим бессознательным.
"искажать" - донесённое оконченное действие по "произношению, научению", т.к происходит от
др.-инд. caste (появляться, видит), авест. casaite (учит, наставляет), а приставка ис-/из- означает
движение наружу (исход) иногда с окончанием действия (иссохнуть, испуг), то
искажённый никак не может означать "изменённый и испорченный".
исцеляться - восстанавливать целостность.
Для восстановления целостности - оздоровления, достаточно следовать
правильному образу жизни и по_ведению. Как всё просто. Не верите? Попробуйте.
Результаты вас удивят.
исчезать - гаснуть.
К
"кореш, корешок". Можно допустить, что корешок - человек, с которым существует некая общность (интересов, времяпровождения).
кража - собранное добро, но пока не произведено
действие - быстрое перекладывание т.е. похищение, кражей в современном толковании оно быть не может.
Л
лишний - "неполный" и оттого проявляющий
недобрые свойства "злой, печальный, своенравный, несчастный и т.д"
люди от общеславянского ljudьje – «народ».
М
материальный - имеющийся, вещественный (вспоминаем о вещи, как проекции вести в мире Яви).
мать - женщина, по отношению к своим детям, т.е. принёсшая их в материальный мир,
по сути она один из "механизмов реализации проекции" метафизического в материальное,
священный сосуд, в котором духовное (душа) сплавляется с МАТериальным - телом.
Метрополия (писалось мИтрополия) - город (полис) Митры, отсюда и метро и есть вероятность, что
Димитрий - преданный Митре, (учитывая, что Митра индоариев относится к пантеону
ведийских богов, позднее встречается у иранцев, как божество зороастризма, а в эллинистический период -
главное божество митраизма.)
митрополит - городской представитель Митры
Н
О
образ от образити (изобразить, нарисовать), восходит к разити - резать, разумеется по дереву
первые образы были резные. Не оттого ли, некоторые древние культуры запрещали изображать человека, понимая, что любой
образ "отрезает" частичку подлинного, делит его?
одоление - получить свою долю.
осознанность - способность понимать, принимать и воспринимать себя в со_знании
осязать - доставать, хватать.
П
пища- то, что питает. (ст.-сл. , исконно (из порядка в порядок) русское пича
(значение считается утраченным). Корень пищ-, пит-. Важность слова всегда проявляется в словообразовательном ряду и связках: первое, что
приходит на ум "пища богов", которая ассоциируется с "вкушаемыми яствами".
победа - пройти по беде. У Фасмера "победа победить, др.-русск. победа, также в значении "поражение".
поведение - проявленное (совершённое в мире Яви) действие, соответсвующее ведам, то есть жизнь по ведам.
получать - это принимать то, что пришло по_лучу - по пути невесомого вещества от лучити "получать назначенное судьбой".
похитить - быстро взять, вполне очевидно, что без разрешения, иначе изменится скорость действия.
правда - это истинность, данная предками потокам.
"приятель" - родственного др.-инд. priyбs "милый, дорогой", во многих европейских
языках встречаются слова с подобным написанием и произношением:"любить, дружить".
Простое слово, которое ныне иначе, как "знакомец" не воспринимается получило такое
распространение у родственных народов. Случайность? Или приятель - это тот,
с которым и в пир (за кадык) и в мир (общие корешки) и в добрые люди (сотоварищем - и в бой и в игру, и в дело)
- на всё случаи жизни?
просто - это одно или частичное проявление качества "нахождения в хорошем состоянии". Именно поэтому, когда начинаешь жить "просто" - становится спокойно на душе, вероятно "простота"
жизни одно из обязательных условий, вляющих на качество и глубину настроек со_вести, а её ус_ложнение
ведёт к искажению и прерыванию связей.
прощать - по сути исцелять, а способность прощать равнозначна способности и готовности
исцелять.
пытать - спрашивать, узнавать
Р
развитие это расплетание, а развитый - тот, который расплёл.
развлечение - высшая степень волочения, то бишь отвлекания? Но куда и от чего?
разврат - поворот в противоположную сторону.
ровесники - одновременно начинающие получать "весть".
род - относит нас к ordъ - буквально то, что выращено.
Основа содержит меняющиеся буквы, образуя корневую группу: род-, рос-, раст-, рож-,
составляющих такие основополагающие понятия материального мира,
как: роды, рожать, уродиться, родина, природа, порода, расти, вырастать, радость, радуга, радеть.
И как-то иначе начинаешь осязать
рожь, как кормилицу - основу жизни, хотя современные этимологи считают основу др.-исл. от rugr.
С
свершение - вершение у Даля "действие по главному, решение, окончание".
Вспоминаем значение приставки со- (с-) присоединение,
присоединение к окончанию, "действию по главному".
свобода - свободное поселение и "совокупность своих родичей, вместе живущих", а свободный
имеющий связь с родом совместно проживающих.
сложный - совсем не простой, а связанный с_ложью.
совесть - "система"
взаимодействия с общим информационным бессознательным - неким полем (для материалистов) или
божественным (для людей верующих), которая устанавливает привязку к матрице координат, определяющей
"добро" и "зло". Чёткость позиционирования и "мощность импульса"
зависят от очень многих факторов, в первую очередь от питания и образа жизни, которые напрямую влияют на осознанность (очищают или зашлаковывают её), ведь совесть, являясь элементом сознания, всегда отражает и качественный уровень самосознания.
Таким образом со_весть - это естественный регулятор человеческих отношений "прошитый" в каждом человеке, но в силу ряда
причин, позиционирующийся в системе координат "добро-зло" с разной чёткостью и количеством погрешностей.
случайность - может случайность, это не происшествие, а оплодотворение вероятности,
лучиком Жизни освещённое? Ведь корень луч во всех этих словах просто "бьёт по глазам"! оплодотворённая вероятность (от слука (< сълука) «случай»).
сомнение - возможно это отнюдь не неуверенность, а всего лишь потребность в
привлечении "коллективного сознательного".
сознание - способность со-единиться со знанием, некий аппарат восприятия результатов познания
"суть" - существо, сущность, самое главное в проявлении чего бы то ни было в материальном мире
- мире Яви, а "смысл" - от ум и думать, с приставкой с- (указывающей на движение сверху вниз: сбегать, спрыгнуть, спускаться)
возможно это некое понимание пришедшее сверху или доведённая до "низов" мысль? Тогда получается что суть есть всегда,
а смысл кому-то открывается, а кому-то нет (вспоминаем ещё одно слово - осмыслять), посему считать их тождественными не верно.
Т
тешить буквально — «делать тихим».
"товарищ" - искон. производное от товар. Соответственно это компаньон (по торговле),
сотоварищ по ватаге (дружная толпа, шайка, артель; временное или случайное товарищество
"В кулачных боях, играх, хороводах, делятся на две ватаги"), в том числе разбойничьей. Отсюда,
кстати, такие слова, как ватажник, ватажить (собирать народ толпой), ватажничать (содержать ватагу), ватаман - атаман.
торжество - от торжища, торжок, торговать (по Далю) базар, шумное веселие.
У
убедить - существовало два слова, то, что в корне писалось через "ять" означало
по Далю "посадить в беду: убедила меня смерть жены".
Буквы "ять" не стало и слова, ставшие омонимами, перемешались. Вы всё ещё хотите, чтобы вас убедили? Я - нет.
убогий - тот, что "под крылом" у бога
убивать - усиленное значение от "бить" , в значении "уколотить, утолочить, покарать (убить горем)",
а также в значении "сильно, много" (убойно грибов, убойное течение).
Интересно, что у Даля в длинной статье с примерами однокоренных словообразований
слова, со смыслом "убить" - лишить жизни встречаются дважды с уточнением - "смертоубийства".
Полагаю, в связи с упрощением
"смерто-" исчезло из употребления и убивать в современном языке
укоренилось в конечной форме - лишить жизни.
о увечить - тождественно современному "увековечить", в то время,
как само слово "вековечить" - масло масляное.
удача - от основы "дар", приставка даёт усиление у-,
современные словари говорят, что удача - это "счастливое,
благоприятное стечение обстоятельств, которое способствует желательному исходу какого-то дела".
умыкнуть - переместить быстро, не получив разрешения.
урод - получается относящийся к роду. В моём ближайшем окружении выдали любопытную версию,
что "урод" - это тот,
кто вне "рода" выжить не способен, а высшая степень "неспособности" выживания вне рода - "юродивость".
Но "вне рода",
при нарушении связей с предками мы становимся "выродками" - ( приставка вы- указывает на движение изнутри: выбегать,
выбрасывать, выйти) по сути быть удалёнными из рода. Я предпочту быть у_рода и в этом смысле я несомненно уродина.
успех - от спеть (созревать), успеть, успевать, "то, что смогли (успели) сделать".
Ф
Х
худо восходит к др.-инд. k??dati "толчёт, дробит", а также "скудный". Худо называлась болотная руда в Тверской.
Ц
Ч
честь - понимание и следование ему.
честность - действия по реализации "соблюдения" этого собственного понимания.
чистый - не "отмытый", а тот, в котором отрезано, отсечено всё лишнее.
Соответственно нечисть - неочищенная сущность или противоположная очищенной (то, что осталось после очистки).
|
|