Искалеченный Зверев.
Воскресное утро началось с мерзко голосящего телефона, отменившего планы посещения выставки ретро-машин - нас зазывали "на форты".
К стыду своему признаюсь, что я была только на тех, что доступны с суши, а тут рисовалась возможность побывать "с воды". Что, куда - все вопросы висли в воздухе, пока мы, в нарушении всех правил, изображали морских котиков на носу катера, а капитан выдерживал паузу, силясь нагнать таинственность, срываемую охотничьими историями морскими байками моего штурмана из его прошлой капитанской жизни, проходившей здесь же, в акватории Невской губы.
Так начиналось моё знакомство с четвёртой Северной батареей, ныне красующийся рядом с дамбой, от которой летом до форта можно легко дойти на резинке. Место очень красивое, только из-за доступности крайне изгаженное мусором.
Широко известно, что форты - насыпные инженерные сооружения, строящиеся, ещё со времён Петра I, ряжевым способом: по льду дубовые срубы доставлялись к месту будущей насыпки, заполнялись камнем, который обычно привозили со стороны богатого на скальник Выборга и методом подрубания льда опускались на дно. Так, укладыванием срубов и отсыпкой камнем выстраивалась поверхность будущего острова. В случае с четвёртой батареей место было определено стратегической важностью прикрытия восточной кромки Северного фарватера, а возведение было начато на остове фрегата, специально затопленного когда-то на Северном фарватере для заграждения прохода вражеских кораблей.
Четвёртый форт был построен в течение пяти лет (1864-1869), как и многие другие Кронштадские оборонительные сооружения, под руководством талантливого военного инженера Константина Яковлевича Зверева, имя которого, на мой взгляд, незаслужено забыто и растворилось в славе графа Тотлебена, в чьй команде он занимал видное положение.
Инженерный талант, а также проявленные практичность и административные способности Зверева, позволившие сэкономить существенные средства при постройке Свеаборга и Кронштадта, были особо отмечены императором Александром II, позднее помимо вручения государственных наград и званий, именем Зверева назвали один из построенных им фортов.
Отличающаяся от старых номерных фортов Т-образная конфигурация позволяла вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Установленное более мощное вооружение: в "трех фронтальных, объединённых общим земляным бруствером, казематах, располагались 11-дм орудий", а для "ведения флангового огня в двух боковых галереях в горжевой части располагались шесть 8-дм нарезных и четыре 10-дм гладкоствольных пушки" 1 - значительно повышало боеспособность форта.
За главным валом, для ведения навесного огня были установлены две 6-дм мортирные батареи, по пять орудий каждая.
Как все кронштадские оборонительные сооружения, 4-я Северная батарея имеет классическую обсыпку периметра - каменный мол, хорошо видный на аэроснимке 1940 года из книги В.Ткаченко и Л.Амирханова "Аэрофотосъёмка фортов Кронштадта".
1
По воде все используют левый проход, почему-то забывая о таком-же с правой стороны острова.
2
Только ступив на остров, натыкаешься на бесчисленное количество обломков и заросших травой элементов архитектурной отделки казематных сооружений, казарм и гарнизонных служб. Эстетизм форм и качество обработки до сих пор радует глаз, тут и остатки гранитных тумб,
карнизов, парапетов,
лестниц,
дорожек
и чугунного литья.
Любопытно, что одновременно с 6-й батареей именно на четверке под руководством инженера-капитана Ждановича в 1870 году, отрабатывали технологию заливки полов казарм природным асфальтовым раствором, применённую затем в асфальтировании в 1876 году московских улиц.
На причале горжевой части до сих пор сохранился остов чугунного крана завода Берда грузоподъёмностью 19.2 т., с большей частью шестерёночных механизмов.
Эстетика отливки и обработки чугуна столь высока, что время до сих пор не справилось с конструкциями, лишь загребущие руки алчных временщиков отхватили то, что удалось срезать на металл.
На латуни великолепно сохранившиеся клейма.
Но ничто не стоит на месте и даже самые удачные инженерно-фортификационные решения устаревают с развитием вооружений, так, к концу 1870 годов казематное расположение артиллерии перестало соответствовать требованиям времени, из-за небольшого сектора обстрела. Именно тогда арки закладываются,
передний фасад обваловывается землёй, а артиллерийские казематы перепрофилируются под хранилища боезапасов для новых орудий,
для чего в цокольном этаже устанавливаются ложементы (вероятно для хранения боеприпасов).
Слева на фотографии виден остаток рельса для транспортировки возможно хранившихся здесь морских мин или для подачи боеприпасов к орудиям.
Сам остров укрепляется сваями и обсыпается камнем, что позволяет расположить на нём более тяжёлые орудия. Галереи горжевой части оборудуют под жилье для личного состава, а "артиллерийское вооружение (11-дм нарезные орудия Круппа) переносят на бруствер.
Также на бруствере строят дальномерные павильоны для "индикаторных приборов Петрушевского".
Однако к началу 20-го века старому форту вновь стало требоваться перевооружение. Конструкцией он уже перестал отвечать требованиям современной войны. В 1901 году вооружение с форта было демонтировано, на территории построены дополнительные здания, проложены рельсовые пути, и организован склад морских мин. Какое вооружение имел форт к началу Первой мировой войны, точно не установлено. Не сделав ни одного выстрела по противнику, форт пережил передряги мировой войны и революций 1917 года. Были ли какие-нибудь волнения среди гарнизона форта в период революций, неизвестно. Имеются сведения, что на начало 1918 года вооружение форта составляли всего лишь два 120-мм орудия."1
Отметившись участием в "Кронштадском мятеже", после 1922 года форт вооружается "четырьмя 120-мм орудиями, в середине тридцатых возводится батарея для четырех противоштурмовых универсальных орудий калибра 76мм, на правом фланге строится так же четырехорудийная зенитная батарея, строятся три долговременных огневых точки на три пулемета каждая, а также три командных пункта - для трех батарей, соответственно. В одном из казематов оборудуется центральный пост, связанный с КП 120-мм батареи вертикальной шахтой сообщения.
В зимнее время гарнизон форта несет пограничные функции, патрулируя закрепленный участок замерзшего залива".1
Слегка разоружившись с началом ВОВ (часть орудий форта демонтируется для отправки на фронт, вооружение снова составляют все те же четыре 120-мм орудия, а затем 120-мм орудия заменяют на такое же количество более новых 100-мм орудий), 4-я Северная батарея переименовывается в 153-ю батарею и в составе 15-го отдельного артиллерийского дивизиона участвует в боевых действиях, выполняет "заявки" сухопутного фронта по немецким частям в Петергофе и Стрельне, ведет огонь по скоплениям финских войск на Карельском перешейке, вносит серьёзный вклад в подготовку проведения Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операциях.
После войны "Зверев" дольше других оставался в боевом строю и лишь к началу 60-х был оставлен военными, с частичным вывозом и консервацией оборудования. С тех пор посетители острова - редкие забредшие любопытцы из яхтклубов, гоняемые тогда военными и сами вояки, использовавшие, по ряду свидетельств, подвалы форта для слива остатков ГСМ с кораблей, шедших в ремонт. Вполне реальными выглядят свидетельства о пребывании на острове НИИ "Гидроприбора", если и не для испытаний, то для хранения материалов - близкое соседство с базой НИИ к этому явно располагало.
Сейчас мало кто помнит, почему этот номерной форт называется "Зверев", но многие слышали о "Погорельце".
Масштаб пожарища потрясает, оплавленный кирпич сосульками свисает с потолков и течёт по стенам зданий, как-будто через оплавленные глазницы оконных просветов в мир вырывались самые тёмные силы, но остановленные, были вынуждены плясать адский танец смерти в этих стенах, украсив арочные своды чудовищными потёками.
3
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Оконные проёмы залиты оплавленной затвердевшей стеклообразной смесью. Колесников1 не совсем верно называет "Расплавившийся кирпич" - "витрификацией", опираясь, видимо, на "стеклование" и образование конечного продукта - стекла. Дело в том, что витрификация - это процесс "стеклования" при понижении температуры и происходит при охлаждении и застывании, а не при расплавлении, поэтому наблюдаемое явление несомненно витрификация, но в результате остывания расплавленного кирпича.
Если в помещениях пожар возник и распространялся снизу, то удивляют арки дворовых проходов, которые "потекли" сверху - столь высока, очевидно, была окружающая температура.
Есть несколько версий произошедшего пожара, приведу из описание у Колесникова:
"Когда же помещения форта были изуродованы пламенем с такой силой, что никакие временные изменения не могут скрыть последствий этого грандиозного пожара? Один из свидетелей называет лето 1978 года, когда форт горел многократно в течение нескольких месяцев. По одним утверждениям – к тому времени форт использовали, как свалку отработанных горюче-смазочных материалов, а также списанных боеприпасов. Якобы, таким образом (сжиганием) – всё это утилизировалось, т.е. по этой версии пожар был контролируемым. По другой версии – в подвалы форта сливали подсланевые воды следующие в Кронштадт на ремонт корабли, после чего нерадивые посетители, типа туристов - водномоторников, поджигали эти нефтяные отходы с хулиганскими целями. Есть и третья версия – на форту проводили испытания новых видов вооружения – высокотемпературных фосфоросодержащих смесей, пиррогелей."
Обсудив дома увиденное и освежив в справочной литературе данные температур горения горюче-смазочных материалов и плавления керамики (кирпича), мы пришли к тем же выводам, что позднее я вычитала у Колесникова. Мой штурман выдал любопытную версию, подтверждение вероятности которой нашла позднее.
Первая и вторая версии выглядят вполне жизнеспособными, хотя официальной информации и нет, пожарища по озвученным выше причинам вполне могли происходить, но добиться ими последствий масштабных потёков кирпичей невозможно - температура плавления кирпича ( в зависимости от марки) начинается от 1100°C (по данным Колесникова 1800-2500°C), а, в среднем, при пожарах в закрытых помещениях, температура достигает 800—900 °C. Даже предположив наличие остатков ГСМ: подсланевых вод ( не являющихся в чистом виде мазутом), упоминание о которых не только встречается во многих свидетельствах, но и лично зафиксировано на полу не сгоревшего цокольного этажа,
нужной для плавления керамики температуры мы не получаем - стоит помнить, что температура воспламенения мазута 400°C, а длительное горение (в пределах 400-600°C, но не выше температуры горения чистого бензина – 1100°C) должно обеспечиваться кислородом, дефицит которого в закрытых помещениях неминуем.
Невозможность, при таком пожаре, длительное время поддерживать достаточно высокие температуры, чтобы кирпич изменил свойства (от 1100°C) и стал плавиться и отекать (1800-2500°C), делает их несостоятельными. Нежизнеспособность этих двух версий неплохо разобрана у Колесникова. Он же упоминает об отсутствии сажи и копоти, неизбежных спутников горения ГСМ. И действительно, арки девстенно чисты, везде только тёмно-шоколадные глазурные отёки. Если мазут и горел, то очень долго, сплавив сажу и копоть с кирпичём. Нашу вресию о том, что могло поспособстовать столь длительному горению, я озвучу чуть ниже.
Любопытно, что именно вторая версия, как реально произошедшая, признаётся специалистами по Кронштадтским фортам – Л.И.Амирхановым и В.Ф.Ткаченко.
Третью версию Колесников считает "вполне реалистичной", подробно приведу его разбор:
"Могли ли на форту испытывать новые виды вооружения? Несомненно, учитывая, что по соседству находится форт №6, по сей день состоящий на балансе НИИ «Гидроприбор», занимавшимся именно разработкой морского оружия – мин, торпед, ракет, глубинных бомб. Для испытаний вооружения у этого института имелась целая флотилия специальных судов, а на форту располагались мастерские и лаборатории, очевидно, из соображений безопасности, в то время как сам институт был расположен в Ленинграде. Теоретически, ничто не мешало сотрудникам института провести эти самые испытания на расположенном по соседству форту. Если применить использованную выше «температурную» теорию, то одним из немногих веществ, способное дать в короткий срок температуру в 2300-2700 градусов, оказалась термитная смесь (Fe2O3 = 75 % + AL = 25 %). Температура указана для промышленного термита, применяемого в сварочных работах. Возможно, боевые вещества на основе термитных смесей, могут дать и больший разрушительный эффект. Есть еще и масса других косвенных указаний, но они также не могут в полной мере ни подтвердить, ни опровергнуть любую из этих теорий."
С общими рассуждениями невозможно не согласиться, но экономика такова, что "набить" объемы пострадавшего форта термитной смесью, характеризующейся высокой температорой горения, практически нереально в силу дороговизны, поэтому все рассуждения о термитных испытаниях оставляем фантазёрам, далёким от реальной экономики, которая, как ни прискорбно для мечтателей, правит миром.
А теперь, позвольте пофантазиовать нам!;-)
Итак, версия четвёртая, она же симбиоз первой и второй, как и Колесников мы предположили, что пожар мог стать следствием "трёх факторов одновременно, или в связи друг с другом".
Скорее, следует рассматривать вариант многолетнего складирования на форте взрывчатых веществ с малой скоростью горения (тол, тротил, тринитротолуол), которые в больших количествах содержались в минно-торпедном вооружении, коего на кронштадских складах было предостаточно, не говоря уже о том, что пресловутый "Гидроприбор" занимался разработкой торпед. К примеру не секрет, что на вооружении советского ВМФ стояли торперды итальянско-немецкого происхождения, каждая немецкая торпеда G-7 (прообраз советской) диаметром 533 мм содержала 280 кг взрычатного вещества. Были ли на складах только советские или ещё и трофейные торпеды - мы не знаем. Разнообразные подводные мины могут содержать до тонны взрывчатого вещества. Некоторым косвенным подтверждением наших выводов мождет служить документально подтверждённый факт наличия на форте минного склада, впрочем, как и близость базы "Гидроприбора" - нельзя исключать вероятность того, что на форте могли складироваться трофейные торпеды и морские мины для изучения их взрывателей, двигателей, систем наведения, гироскопов, а также состава взрывчатых веществ. Со временем актуальность тем сошла на нет, торпеды и мины распотрошили и обезвредили, оставив на месте относительно безопасный тринитротолуол или какой-то его аналог. При этом слив мазута в подвалы форта отнюдь не исключён, а скорее факт. Собственно, пожар возник из-за воспламенения мазута или более лёгких сортов топлива (солярка). Возможно наличие на складах трофейных торпед с паро-газовой турбиной Вальтера, заправленнных крайне пожароопасным топливом (концентрированной перекисью водорода). А дальше дураковка и стечение обстоятельств.
Сходную версию о горении веществ с малой скорость горения (в описываемом ниже случае с искусственным понижением скорости) я вычитала в комментариях к статье в Вики:
"с жителем Кронштадта, военным моряком, и он подтвердил, что в конце 80-х-начале90-х годов на этих фортах уничтожали старые пороховые запасы. Для создания дополнительной тяги пробивались перекрытия. Порохам же придавалась повышенная влажность, поэтому всё сгорало не взрываясь очень быстро,в течении 20-30 минут".4
В своих рассуждениях мы начали со сжигания пороха, причем муж отверг эту идею, по причине низкой детонационной стойкости старых и химически грязных порохов, которые при нагреве должны мгновенно взорваться, в то время, как следов взрыва нигде не обнаружно, однако мысль о замедлении скорости горения пороха путём увлажнения мы упустили, хотя в складах боеприпасов издавна применяется синклерная система пожаротушения, таким образом помещения были заранее технически подготовлены для процесса контролируемого процесса горения пороха.
В общем, версии версиями, а форт разрушается и загаживается - это печалит больше всего.
Эклектичность обстановки привлекает андеграунд и всяческих "художников" от современного искусства, устраивающих здесь свои шабашные фестивали и биенале, распространяющих вокруг себя такой же срач, что, вероятно, царит в их головах. Как иначе объяснить хлам и мусор, оставшийся на острове, после проведения мероприятий, размалёванные краской стены?
Мой верный штурман, бывавший здесь двадцать лет назад, сокрушался, что форт разворовали и растащили. Позднее у Колесникова я вычитала о металлистах-барыгах, крушивших и срезавших весь доступный металл, на которых он наткнулся на "Звереве" в 2004 году.
Откуда у них такое безразличие к будущему своих детей? Самое страшное, что мы можем сделать - лишить их истории, без которой легко подсовывается чужое будущее - лишённое славы предков, удобное при манипулировании сознанием народа, которому нечем гордится.
Так и растворяется наследие, по кусочкам, а руины зарастают травой.
Но пока - это мир пауков, их очень много на всей растительности, заглядывая в подвальные арочные окна, рискуешь поймать на голову быстро спускающегося с потолка паука.
Люди здесь нечастые гости, хотя КАД и шумит под боком.
Весь остров осыпан гроздьями рябины.
Говорят, это к холодной и снежной зиме, значит встанет лёд и к острову можно будет легко добраться пешком, пройдя от КАДа несколько сот метров. Доступность - хорошо это или плохо? В нынешней действительности второй ответ нависает всё ближе. Неужели, чтобы что-то сохранить, надо обязательно прятать под замок?
Плещется Балтика, чешет волной оползающий гранит, зализывает его раны.
Тихо опускается вечер, неспешно пыхтит дизелем катер, возвращая нас домой. Грустно.
Щёки стянуло.
Балтика солит ветер.
Не наглотаться.
7 сентября 2014 г.
лисоглиф Ваша Лиса)
______
1 В. Колесников Форт "Зверев". Проклятое место? Очень интересная и добротная статья. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
2Схема. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
3Великолепного качества фотоальбом. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
4 4-й Северный форт («Зверев») (Публикуется из открытых источников в Интернете).
Подвал лисьей норы
 Лисьи байки
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи тропы:


"Даже если прошло и не стало, всё осталось со мной..." ". Ладога, август 2018.


"Поездка, которой не должно было быть". Август 2017. Началась публикация.
Видлица - Онега - Чупа - Большой Кариквайвишь - п-в Средний - Териберка - Петрозаводск.

"Мезень- это важно". июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье- Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.

"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015. Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур-> Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома, Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).

"За спичками." Май 2015. Свирь, Онега, Ладога.

"Искалеченный Зверев." Сентябрь 2014. 4-я Северная батарея, Форт "Зверев".

"Биармия ждёт." Август 2014. Карелия (Онега, Чупа), Кольский (Рыбачий, Средний, Хибины, Терское побережье) . Опубликованы 6-7 части.

"Грустилка первого рода, или "держаться больше нет сил"!" Июль 2014. "Подводные камни" Финского залива.

"Странствия кота на байдарке, или философия Сократа в действии". Июнь 2014. По Ладоге на "Ладоге".

"Фудзияма - не яма - гора, над священной и быстрой рекой... (c) " Древние Псковские городища. Май 2014.

"Полногрудой Балтики ветру не увязнуть в моих волосах". Ленинградская область. Открытие сезона. Апрель 2014. Окаменелости, кварцевые жеоды.

"Чертовы следки - Онежские писаницы." (Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)-2011. 2014.

"Кусочек рая для отравленных душ." Любовь моя - Ладога. Ностальгичное.

Зимний Плав, или куда ведут Маресьевские тропы. Новгородская область, Валдай, январь 2014.

Турецкий берег в проливе Транзунда, или семь жизней Овчинного острова. Прогулки в Подберезье. Карельский перешеек, ноябрь 2013. Добавлен фотоматериал августа 2014.

Большой квест "Хожение за три "моря"". Война и камни - Карелия-Кольский, август 2013.

Путешествие кота на улицу Лизюкова, или в гости без приглашения. Воронежский Стоунхендж. май 2013.

Объект 200, или туда, где дремлет Поезд-Призрак. Ленинградская область. 2006-2013.

Легендарными дорогами на легендарном автомобиле, или дорожные впечатления от путешествия на родину бронзовых шкворней. Питер-Урал-Алтай 2012.