Большой квест "Хожение за три моря".
Часть первая, определившая характер путешествия.
Каждое путешествие имеет свой мотив, на аккорды которого ложатся километры встреч и неожиданности дорог. Над нашей августовской поездкой почти сразу заиграл "а вот она стоял мой чемоданчик", рекламирующий широко известный узкому круг лиц чемодан с инструментами и стопроцентрую ремонтопригодность УАЗа... Красный 1 сразу строился, как туромобиль для лайт-поездок, Баклажан 2 же имел серьёзное рекордсменское спортивное прошлое с соответствующей усталостью агрегатов по всем направлениям, а вот привычки к длинным перегонам по дорогам различной степени убитости у этого автомобиля не было…
Выехали и встали достаточно быстро уже на подъезде к Кореле - в рации прозвучало "у нас что-то стучит…" О, о! Два гуру пошуршали под капотом, покачали колёсья, пробежались ползком под днищем, нарушили ритуал охлаждения резины посещением ближайших кустов и, не выявив ничего криминального, приняли решение, потрясающее своей новизной: "хороший стук завсегда наружу вылезет", с чем и двинулись в путь, уже приходилось поторапливаться, чтобы успеть до четырёх залиться газом на последней в ближайшие дни газовой заправке в Леппясилте. Сказано - сделано, кОтимся, помахав рукой ЛОСиному товарищу, накрывшему нас на остановке.
Между делом отмечаем радостную для пузотерок весть - ремонтники всерьёз принялись за дорогу на Сортавалу, из-за этого кружим в районе Элисенваары по объездке. Но, мы же спешим… поэтому практически сразу нам посылают медленно тошнящий туристический автобус; аккуратно перекатывающиеся по ямкам инопузотёрки цвета застиранных подштанников с начёсом; "замарок" с убитым напрочь двигателем, пердящем (да простят меня интеллигентные дамы) тёмным дымом на всех подъёмах и, судя по оттормаживанию почти до полной остановки на поворотах с вываливанием в центр, убитой подвеской и рулевым. Обгонять, если соблюдать ПДД и скоростной режим наших спутников на редукторах - негде.
Ползём. Спешим... Ура! Сортавала - "замарок" свернул в палестины, но радость преждевременна. Да, да, да! В хорошем квесте, если вы очень спешите, вам обязательно пришлют трактор! Можете не сомневаться у нас был самый хороший квест, после трактора была нива с прицепом сена и чрезмерно берегущие подвеску вЛогановладельцы! 40. Едем в веренице желальщиков. По рации договариваемся, что разрываем "колонну" и на своей скорости идём на заправку, поэтому после Сортавалы, поиграв в GTR с кучей не едущих недоприводов, лечу на всех парах. Дорога вываливается к заливу, прощай Ладога - первое ""море", на котором, в силу сложившихся обстоятельств, в этой поездке мы ни разу не постоим. На часах 15.15, навигатор считает, что к 15.45 будем на месте… Точку я забила с сайта "газовые заправки", где честно предупреждали, что за точность координат ответственности не несут, зато удалось дозвониться по указанному телефону и подтвердить наличие газа. Ручная реверсивка дорожных рабочих, напоминает "красным", что мы спешим - достойный сын солнечного Узбекистана минут двадцать пропускает три встречные машины. Вот и поворот к гранатикам, Питкяранте и заправке. Навигатор подозрительно тащит дальше, а мой штурман занят телефонными переговорами и упускает нюансы "легенды", в результате поездка начинает напоминать мультфильм с ошалевшим кроликом, нарезающим зигзаги по дороге, на заправку вваливаемся без пяти четыре. Уже хорошо. Один уровень пройден! И кто, спрашивается, за язык тянул?!
Возвращаемся (в третий раз за двадцать минут) до поворота к гранатикам собирать драгоценные россыпи. Нам нужно немного - пополнить "сувенирные" запасы и подобрать что-то новое "интерьерное", как вот эта гранатовая икра.
Короткий перекус на поляне, где славная компания в лице кота, не без основания периодически откликающегося на "Долбоёба"(здесь и далее простите мой французский) пополняется "Заебакой" (эта кличка к ней приклеилась ещё с Бесова носа десятого года), и мы берём курс на дамбы Толвоярви - времени поди мало, а мест посещения запланировано так много… Проезжаем вечно серую Райконкоски, с умершим, по заверениям местных, мигающим красным на переезде. Отмечаю для себя, что летняя гать значительно комфортнее прошлогодней апрельской. Настроение не портят ни моросящий дождь, ни в четвёртый раз пытающийся умереть Баклажан - обочины этой лесовозной тропы усыпаны спелейшей малиной. Лакомлюсь ею вперемешку с разгребанием ящичков с инструментами и запчастями. На этот раз карбюратор и проблемы с зажиганием, надо ли говорить, что опять не у нас… Но мы же в Карелии! Белые ночи дарят несколько светлых часов, за которые добираемся до дамб
и успеваем найти неплохую стоянку, недоступную для легковушек - вымытая гать даже в сухое лето покрыта водой. Встаём на берегу в малиннике, за кенотафом хутора "Тайполе".
Разбив лагерь, привычно сжигаем мусор (благо его здесь не много)… костёр, закат, сыр с ароматным сухариком и… отпуск! Только сейчас приходит осознание, что Отпуск начался! Кот озадачен струмышками, а Заебака котом и водой, которую ей не удаётся сгрызть.
Следующий день проводим в купании, ловле рыбы (я привезла на память выловленный в озере деревянный обломок лодки, с отверстиями под нагели и красиво обработанным резным краем, возможно от такой)
и праздном шатании по окрестностям. Живописные озовые гряды,
9
9
великолепно сохранившиеся дамбы (кроме тех, что шли по озам к Ала-Толваярви),
по картинному сочные пейзажи, теплейшая и чистейшая вода,
боровички, нагло растущие прямо на дороге, леса, изрезанные окопами и остатками оборонительных сооружений и забархатевшие мхами,
ладные, выложенные камнем землянки,
железо в россыпях брусники и черники…
Эти места всерьёз отмечены войной.
"Под Толвоярви, советские войска потерпели тяжелое поражение. Наступавшая там 139я стрелковая дивизия за неделю боев вышла к системе укреплений по озерам Аля-Толвоярви и Юля-Толвоярви с большими потерями, ее личный состав был крайне измотан. Когда финны стали охватывать дивизию с флангов, началось ее паническое отступление. К 21 декабря дивизия была разбита; финны захватили 60 танков и 30 орудий. Во встречных боях потерпела поражение и шедшая на помощь 139й стрелковой 75я стрелковая дивизия.
Эту победу финны одержали немногочисленными силами, благодаря их разумному использованию в сложных зимних условиях.
Еще севернее серьезные потери понесла 9-я армия. Входившая в ее состав 54?я стрелковая дивизия в ходе наступления прорвала укрепленный рубеж Аласярви - Саунаярви, но была разобщена и полностью окружена"3.
Маннергейм в своих мемуарах признавался, что "в связи с всевозрастающими потерями я серьёзно подумывал о прекращении сражения, но согласился с просьбой командира группы довести его до конца. 30 процентов начальствующего состава и 25 процентов рядовых погибло и было ранено в этих боях. Потери в районе Толвоярви оказались, таким образом, самыми большими во время этой военной кампании"4 . Мой штурман обратил наше внимание, на то, что злую шутку с вымиранием деревень отчасти сыграл и территориальный принцип формирования частей финской армии (люди призывались в одну часть из одного района или населенного пункта, попадание части в мясорубку боевых потерь приводило к обезлюживанию местности).
Сохранилась история о затонувших советских танках Т26, пытавшихся вырваться с озовых гряд из устроенного на дамбах котла по не вставшему ещё декабрьскому льду.
Мы, конечно, нашли откопанный кем-то трак, но идентифицировали его, как холостой трак трелёвочника (ГТТ), вероятно, таскавшего лес. Насколько известно, серьёзных поисковых работ в Толвоярви не проводилось.
Толвоярви широко прославилось не только ареной кровопролитный боевых действий, но и своими рунопевческими традициями. Именно здесь на северной стороне моста Кивисилта в 1929 году был открыт памятник с восхваляющей надписью династии певцов и лесорубов Шемейка и Ворнанен: "Странник, остановись! Духи лучших людей твоего племени взывают к тебе из прошлого!" По некоторым источникам во время войны памятник видели лежащим на берегу озера, поблизости от того места, где он стоял, предположительно при отступлении в 1944 году финны утопили монумент в озере.
По возвращению было любопытно узнать, что "первые свидетельства деятельности человека в районе Толвоярви относятся к 2700 г. до н. э. Здесь были обнаружены отдельные инструменты из камня и кости, принадлежавшие, как считается, охотникам-рыболовам. В период Средневековья появились первые постоянные поселения. Когда в 1323 году определилась первая официальная граница между Швецией и ранним Новгородским государством, район Толвоярви входил в новгородскую территорию. В ходе российско-шведских войн XVI века населённые пункты в приграничной зоне разрушались несколько раз. По столбовскому миру 1617 г. Карелия вошла в состав Королевства Шведское. Еще после ряда военных конфликтов и мирного соглашения, заключенного в Уусикаупунки, Карелия была разделена и Толвоярви сново стал частью российский территории.5
"Первая известная граница между Швецией и Новгородом была установлена по Ореховецкому мирному договору в 1323 г., когда Новгород добровольно уступил Швеции три западных погоста, а Швеция согласилась на присоединение к Новгороду основной части Карельского перешейка. Но земли бассейна р. Койтайоки тогда принадлежали Новгороду, как и по условиям более позднего Тявзинского мирного договора 1595 г., заключенного после 25-летней войны. Объединение русских земель и карело-новгородских владений в составе Русского централизованного государства произошло в конце XV в. Рассматриваемая территория административно входила в состав Водской пятины и в границы Иломанского погоста Корельского уезда. После шведской агрессии конца 16-го в. (1595 г.) в четырех крупнейших погостах Кирьяжском (Куркийоки), Сердобольском (Сортавальском), Иломанском (Иломанси) и Соломенском (Салми) в запустение пришло 3 тыс. дворов. Заселенных ("живых") осталось лишь 322 двора. Часть населения погибла, часть ушли в Россию (Очерки истории Карелии, 1957). В 1617 г. Иломанский погост отошел к Швеции. Дальнейшие события носили не менее драматичный характер вплоть до 1661 г., что было связано с религиозными гонениями местного карельского населения. Поскольку на территории действовали в основном шведские законы и происходило насильственное обращение карелов в лютеранство, тысячи семей бежали в Россию (Saloheimo 1976, 1980; Кочкуркина, 1982; История Карелии в документах.., 1987, 1991; Ютиккала,1995). Относительное гражданское спокойствие здесь установилось лишь после Северной войны к середине XVIII в. и продолжалось до начала Второй мировой войны, когда в результате Зимней войны 1939 - 1940 по Московскому мирному договору от 13 марта 1940 г. Финляндия потеряла всю Карелию до границы петровских времен. Жители приграничных территорий были эвакуированы в Финляндию. С этого времени восточная излучина р. Койтайоки и часть ее бассейна входит в границы Суоярвского района Республики Карелия Российской Федерации . 6
По литературным данным, в 1928 г. сельское население здесь насчитывало 274 человека, его численность к 1940 г. составила 414 чел. Вероятно, большая заслуга в этом принадлежала созданному здесь в 1919 г. Национальному Парку "Толвоярви". 7
Стоит ли удивляться одной из версий появления родовой деревни рунопевцев Шемейка в окрестностях Толвоярви, чей потомок, простой карельский крестьянин, охотник и рунопевец Петри Шемейкка стал прообразом сортавальского памятника "Рунопевец": "В начале семнадцатого века в олонецкой деревне Лаупасалми жила семья Хошконен. Глава ее, Михаил, был зачислен в "пашенные солдаты", он нес службу в од ном из пограничных острожков. Богачи захватили его землю, и солдат сбежал в леса. Главой семьи стал его старший сын Семен. В поисках свободной земли семья ушла из родных мест, поселившись между Суйстамо и Суоярви. Семен стал Шеменом (местный выговор), а его род Шмягиными, затем - Шемейкками. Так образовалась целая деревня Шемейкка, где и родился Петри. По другим данным, предки Петри пришли в Шемейкка из Ребол, принеся с собой рунопевческие традиции." 8
Можно долго спорить об исторических корнях народа, населявшего эти края, но не вызывает сомнения тот факт, что эти люди любили и берегли чудный край озёр Толваярви, уже в двадцатые годы прошлого века ставший заповедным. В статье на "фронтовых дорогах" пишут, что "в районе Толвоярви местным населением велась лесозаготовка. Заготовленные стволы транспортировались по рукотворным каналам, используя межозерное движение воды. Отношение к лесу было уважительное, не в пример нынешнему положению дел в заповедной территории."9
Мы столкнулись с не разобранными весенними завалами, когда попытались проехать через Вегарус короткой дорогой к Воттовааре - не меньше километра сплошного вала строевого леса. Всю дорогу мы честно отворачивались от стоящих по обочинам боровиков, красных и маслят (сказалась трёхдневная грибная диета), но разведка завалов окончилась грудой грибов, потеснивших кота на заднем сидении.
Играть несколько дней в Doom с первыми тремя уровнями оружия не входило в наши планы, равно, как и заготавливать пятьдесят кубометров дров, поэтому не найдя объездов, приняли решение о возвращении через Райконкоски, поскольку доехать до дамб Толвоярви можно тремя путями (последним от Вяртсиля пользуются финны и путешествующие через Рускеалу). Гэг по сбору грибов был пройден и нас пустили на следующий уровень.
Любопытно состояние бродов, которыми пугают посетителей Толвоярви - по сухому лету назвать эти длинные лужи, образовывающиеся в болотистых перемычках, бродами не поворачивается язык, да и по высокой воде, судя по ландшафту и следам подъема воды, выше капота УАЗика вода подниматься не может, покрытие дорог в этих местах, хоть и запесочено, но остается твердым за счёт каменистой структуры грунтов.
Выезжая на взгорок, после одной из луж останавливаюсь: "ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах", кем, куда... а, главное, ЗАЧЕМ спущен на воду???
Не могу не поделиться найденной там же9 замечательной информацией и фотоматериалами:
"Удивительное дело - места, куда сейчас и доехать можно не сразу, столетие назад господин Пеккала (директор лесного хозяйства) посещал в костюме с галстуком. Да и его автомобиль никак не вяжется с нынешним состоянием дорог.
И еще более удивительно, что в начале 20 века в район Толвоярви финнами уже было налажено регулярное автобусное сообщение! В 30-е гг. XX в. из Сортавала было регулярное сообщение во все близлежащие населенные пункты. В некоторые из них было по несколько рейсов в день. Из Сортавала выполнялись рейсы и в населенные пункты приграничной Карелии. Например, поездка на автобусе из Сортавала в Толвоярви длилась около пяти часов... Пять часов! Да мы от Райконкоски до Толвоярви тряслись не на много меньше, при том, что путь-то в три раза короче… Как-то слабо во все это верилось мне, но с любезной помощью одного питерского путешественника удалось найти реальное доказательство этому факту. Нашлось расписание автобусного движения из Сортавала в Вяртсиля, в Кописелька, в Толвоярви, в Иломантси и еще черт знает куда!
9
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Но что там автобусы! В расписании указаны номера телефонов во всех населенных пунктах, куда ходили автобусы. Стационарные телефоны в местах, в некоторые из которых сейчас и проехать-то нельзя! Стационарный телефон планировался и в толвоярвской гостинице (в расписании есть графа для отеля), но война помешала этим планам. В конце лета 1938 г на озовой гряде, расположеннои между озерами Исо-Толвоярви и Хирвас, началось строительство гостиницы, которое завершилось следующим летом. В комплекс входили многочисленные надворные постройки. Гостиница была выполнена в старокарельском стиле. В подвале находились отопительная и водопроводная системы. Нижний этаж занимали столовая, кухня и комнаты персонала. Для гостей предназначались два верхних этажа. Проработала гостиница всего один месяц, вплоть да начала советско-финской войны. А дальше, вплоть до 1944 года здание служило главным образом госпиталями и военными штабами для противоборствующих сторон (бывал здесь даже маршал Маннергейм).
"
9
Ныне остатки гостиницы представляют жалкое зрелище, но даже в таком состоянии она производит монументальное впечатление, расположенная на взгорке, с эффектным серпантином на въезде.
Ограничитель открывания двери, которой нет уже больше семидесяти лет.
Чугунные трубы канализации с сохранившимися оттисками производителя.
Толвоярви нас радует великолепной погодой, намекая на возможность остаться. Почти все стоянки расположены вдоль дороги, идущей по дамбам, исключение - такие, как наша, ведшая когда-то к серьёзному узлу обороны полуострова с артпозициями и противодесантными укреплениями. Здесь особено тихо и чисто, непуганный большой петух глухаря долго высматривает нас из кустов, шугаясь нерасторопной собаки и не взлетая, растворяется в зелёнке... Но мы, собравшись с духом, честно пытаемся ехать дальше, уже привычно останавливаясь для мелкого ремонта на Баклажане, на этот раз топливной системы и зажигания. Но тогда, собирая спелую чернику на скосе озовой гряды и нежась в ласковых лучах в ожидании окончания очередного ремонта, я ещё не знала о ритуальном действе, совершённом экипажом Баклажана (специальном разведении костра для сжигания найденного одинокого носка) и предопределившем следующий гэг нашего Большого квеста, хотя, что бы это знание изменило?
Обратная дорога до Райконкоски пролетела незаметно, вот и сейд с чёртиком позади, но Баклажан не дремал. Очередная вынужденная остановка вынесла приговор - шестерня распредвала. Здесь и далее меня будут выгонять из-за руля только для осуществления группенсекаса по буксировке с привлечением Зелёного10 .
Часть вторая, Экзорцизм.
Субботним вечером найти в Карелии запчасти, километрах в девяноста от ближайшего магазина практически невозможно, но, если это УАЗик - да не вопрос! Гэг с барышней из леспромхоза нашими юношами средней степени потрёпанности был пройден правильно, результатом явился список местных водителей УАЗов, а соответственно и потенциальных держателей ЗИПов. За смешные 200 рублей ребята получили текстолиту б\у в рабочем состоянии со знаком каКчества СССР и герметик на бонус. Ещё километров пять верёвки и для совершения ритуала экзорцизма мы находим великолепное озеро, защищённое от мусорных туристов подъемом и спуском с 35 градусным уклоном.
Располагаемся на заросшем ответвлении от дороги и разбиваем в лучах заходящего солнца лагерь на великолепных мягких мхах, пока мальчики скидывают, на предусмотрительно подстеленное полотнище, поддон и переднюю крышку двигателя. Собранный, не отходя от машины, котелок брусники не успел превратиться в компот, а на свет уже извлечена причина последних бед - беззубая шестерня распредвала. История её кооперативного создания написана на её "лице".
Желание отремонтировать машину до темна, растворилось в неожиданно возникшем препятствии - отсутствии меток на ведущей шестерне. Долгие философские споры о месте меток, прерываемые ужином и чаем, завершились компотом и медитированием на звёздное небо, с надеждой, что утро, как всегда, окажется мудренее вечера.
Место, посланное нам для стоянки представляло из себя высокий берег над красивым тихим озером,
поросший великолепными соснами, усыпанный спелой брусникой и черникой, но абсолютно лишённый каких бы то ни было грибов. Перечистив собранные вдоль завалов на Толвоярви белые, и отобрав маленькую кучку для приготовления жульена, выяснила, что оставшиеся почти полностью уйдут на семенной материал для местного леса. Мы блестяще справились с распространением грибницы, поселив очистки в заросшую зелёным мхом яму от снаряда, а заодно окончили грибной гэг.
Эротический момент выставления фазы газораспределения без меток (на ведущей шестерне метка была найдена с трудом - видимо кооперативная запчасть) занял часть утра,
вторая его часть была посвящена розыску сбежавшего во мхи крепежа.
Прокладку передней крышки изваяли из сахаро-рафинадной упаковки, обезжирили бензином и промазали герметиком.
Хочется особо отметить фильтр от фирмы Man, он был установлен 3000 км назад, но при снятии оказался девственно чистым - масло не фильтровалось, а шло в обход, сразу стал понятен безобразный цвет масла, при его сливе для скидывания поддона.
Ну и закольцевали всё носки, честно выделенные из моих запасов: один был принесён в жертву ритуалом очистки масла,
второй - аккуратно повешен на веточке в назидание путникам для оплакивания собрата. Из пролюбленного крепежа не нашлась только гайка поддона, без неё потом и поехали.
Процесс экзорцизма неоднократно прерывался для приёмов пищи и принятия изумительно приятных ванн в озере с мягчайшей водой.
В силу потерь в моей армии наживок на Толвоярви (когда большая часть лелейно хранимых опарышей опрометчиво пустилась в бега) на Салменъярви я просто побросала спиннинг, правда безрезультатно.
Животные, каждый на своей верёвочке (кот, дабы не потерялся в незнакомом лесу, а собака, во избежание попытки помочь мужчинам в ремонте, читай - потере запчастей), разморенные на солнце занимались каждый своим делом. Барька поскуливала и изображала оскорблённую невинность, а Таракан занял позицию наблюдателя на великом пути ящериц, но они каждый раз умудрялись его обставить, заныривая у него под носом под бревно.
С "носочным" гэгом наши мальчики справились на отлично, по окончании работ и успешном заведении двигателя, место экзорцизма было тщательно очищено от следов пребывания, оставив напоминанием примятый палатками мох и слегка утоптанную площадку в месте ремонта. Окунувшись на прощание в гостеприимном озере, около пяти вечера мы взяли курс на алмазное озеро Суавъярви, произведя первую корректировку планов - Воттоваару в этом году проезжаем мимо…
Часть третья, правда о том, чем усеян путь к алмазам.
Сколь долго не готовили мы наших спутников к легендарной региональной гати А 132, её надо было увидеть, а точнее почувствовать... Мои замечания о том, что в апреле она ещё менее приятна, были для них слабым утешением.
Дорога на самом деле очень красива и когда-то была комфортна для поездки на лошадиной повозке или ГАЗ 69, для современных же автомобилей нынешнее состояние дорожного покрытия - мучительно, высокооборотистые моторы плохо себя чувствуют от постоянной средней скорости 30 км\ч с частыми торможениями и ускорениями. Большая часть нынешних карельских дорог - заасфальтированные или отсыпанные грунтом гати и насыпи. Изначально они выглядели примерно так:
плотно уложенные бревна присыпаны каменным грунтом, места пересечения ручьёв выложены деревянными срубами.
Изменившийся характер нагрузок (возросшие массы автомобилей и перевозимых грузов) и увеличившийся трафик, на которые не были расчитаны эти дороги, выбивают часть брёвен лежака, появившиеся ямы в лучшем случае засыпаются гравием, в худшем - остаются размываться и гнить дальше. Ещё страшнее для таких дорог асфальтовое покрытие. Ранней весной дороги в прямом смысле "ходят ходуном" под ногами, под колёсами машин они прогибаются и трескаются. Как такового асфальта на участке региональной гати А132 вы не увидите, разве что в населённых пунктах, впрочем, нормального грунта тоже. Заправляемся в Суавярви, других заправок до М 18 не светит.
Окончательно измотав своих спутников, проезжаем вечно мрачное Поросозеро. Большой посёлок, раскинувшийся по берегам Суны, неизменно производит тягостное впечатление - запустение, обнищание, "забухание"...
К основному промыслу сельчан - валке леса в 2010 году добавился гранитный карьер (возможно и тот участок, что соседствует с Воттоваарой и убивает её), что не поспособствовало улучшению дорог, хотя и отправляют грузы по железной дороге. Вечереет, сто шестьдесят километров региональной гати толстым слоем пыли покрывают всё в машине друзей, а венчает это забившаяся в угол Барька - таких дорог она ещё не видела. Решаем засветло встать на Кочозере, где прошлой весной приметили своротыши к воде. Стоянка оказалась натоптанной и в меру загаженной. Вода в озере чистейшая, а место, судя по лодке, рыбное.
Утром с левой стороны дорожки находим могильный холмик. Оставляю ему веночек из травы, просто знак внимания и благодарности за приют.
С облегчением прощаемся с "убитостью" региональной гати, но оказалось не надолго. Выбранные лесные делянки отражаются на дороге выбоинами от лесовозов. Одна из порубок открывает вид на возвышенности слева, где-то там осталась Воттоваара, может это и она красуется на прощанье.
В Гумарино убеждаемся, что короткая дорога к Суавъярви завалена, и нам придётся ехать через Сегежское водохранилище. Заодно выясняем, что не смотря на отсутствие заправки в Поросозере, если найти некого человека с фамилией имеющей общий корень с "тюнингом" и хорошо попросить - без бензина вас не оставят. Истинность слов мы не проверяли, но взяли на заметку.
Дорога очень красивая: нас везде сопровожают порожистые карельские реки,
гудящие водопадики, перекатывающиеся шиверы…
Доезжаем до Сельги. По остаткам насыпных срубов-перемычек читаем все ипостаси переносов мостов.
Знак водозабора здесь "трубит" горном вверх.
У меня захватывает дух - живописнейшая деревенька раскинулась в устье реки, впадающей в прекрасное озеро.
Полагаю, деревня не случайно так названа - этот термин обозначает грядообразные формы ледникового рельефа и деревушка в полном соответствии с наукой лежит на возвышенностях гряд. Сохранились прекрасные образцы деревянного зодчества, правда, уже не жилые.
Останавливаемся уточнить дорогу и просто поздороваться. Люди, ждущие запаздывающую автолавку, эмоционально реагируют на наше восхищение: "Оставайтесь, у нас замечательно, а рыбалка какая!". Давя в себе желание остаться, благодарим и едем дальше, замечая, что вот здесь бы, да пожить бы…
Свернув к Сегежскому водохранилищу задерживаемся послушать ещё один водопадик.
Он чудесен даже по низкой воде.
А вот и тропинка к алмазному озеру. По одной из версий Суавярви - это древнейший (2,4-миллиардалетний) ударный кратер, поспособствовавший образованию импактных (ударных) метаморфизм. По другой - встречающиеся там брекчии с признаками импактного метаморфизма связаны с другими кратерами (возможно, даже переотложены). Периодически здесь находят импактные алмазы. Зато расхождений не вызывает факт наблюдения отрицательной аномалии силы тяжести и аномалии магнитного поля. Вот куда надо приезжать взвешиваться вечно страдающим о лишнем весе барышням!:)
Тропа - сплошь вымытая и выбитая гать. По сухому лету проезжается без проблем, но на маленькой скорости - каждое резкое переваливание через выпириающие на пятнадцать и более сантиметров бревна отдаётся ударом головы о потолок. Гать размыло и бревна разъехались, не покидает ощущение, что это бывшая железная дорога, на которой кто-то давно спи украл рельсы. В сухом месте она выглядит так:
"Сырые" сфотографировать не успевала, приходилось рулить. Машинам с клиренсом меньше 15 см и неполным приводом там делать нечего. В мокрых участках (в силу заболоченности местности их там довольно много) большей части брёвен нет.
Пробравшись к озеру начинаем поиск подъездов. Увиденное потрясло до глубины души - всё озеро забито стоянками, причём "забито" в прямом смысле. От соседа к соседу - расстояние в несколько автомобильных корпусов. Спрашиваем у сидящих за столиком ребят, не помешают ли им наши машины, оставленные ненадолго и идём к озеру. Я знаю, что мой камень с алмазного озера меня ждёт. Но где? Всё озеро песчаное!
Спрыгиваю и запускаю руки в воду, выуживая из песка простой серый камень, на обратной стороне которого рисунок мультяшной лисы на тонких лапках. Подтрунивает!
Но озеро гораздо хитрее, чем мы могли предположить, все алмазы как будто растворились в воде - она блестит и переливается. Это свойство ей придают слюдяные породы, обильно растворенные в воде. Мы такие "золотые" озера встретим ещё не раз на Полярном круге и в районе Чупы.
Собрав урожай камней, возвращаемся к машинам. Гостеприимные хозяева стоянки оказались постоянно отдыхающими здесь на протяжении двадцати лет рыбками-туристами, они сокрушались о невероятной грязи, от которой неделю очищали свою "территорию", и о количестве отдыхающих, прибавляющихся каждый год, что, однако, пока не отразилось на невероятном клёве - везде сушились и коптились добытые трофеи.
Ощутила ли я какие-то аномалии? Пожалуй нет. Аномалией была бы чистота, а здесь, увы, всё как обычно - людно и грязно, за исключением мест, о которых позаботились рачительные хозяева. Не покидает вопрос, зачем ехать так далеко в леса, чтобы гадить под себя?!
От воды уходить не хотелось… Здравствуй озеро! Прости их, озеро…
Времени, проведённого на Суавъярви достаточно для понимания, что стоянка здесь отменяется...
На обратном пути "проснулся" давно не получавший внимания Баклажан. По рации ребята передали о пропадании контакта и выбивании зажигания при включённых фарах. Чинить разболтавшуюся на грейдерах электрику среди болот и комарья не вдохновляло никого, поэтому принято было решение доехать по свету до хорошей стоянки, где и разбираться с возникшей проблемой.
Уже почти на выезде к перемычке Медвежьегорск - Падуны мы нагнали колонну тверских рыбаков на иновнедорожниках. Ребята побоялись дороги и развернулись, увидев первые лужи. Описав состояние дороги, мы их ничем не утешили - здесь развалить их машины можно легко, просто неумелым и излишне торопливым пилотированием. Уазик однозначно выигрывает и по низам и по ремонтопригодности, но говорить им этого мы не стали.
Часть четвёртая, о гостеприимстве старухи Лоухи, или о том, как Хибины стали накрываться медным тазом...
Попытки "встать" с красивым видом на Сегежское водохранилище увенчались неудачей, август - высокий сезон в Карелии, все стоянки заняты. Проезжаем милейшее поселение Паданы. На его гербе (утверждённом в 1781 году) на фоне новгородского щита изображены сиги "каковых в самом деле в озере, на котором город построен, находится весьма изобильно". Сейчас сигов уже почти нет, но рыбалка в этих краях до сих пор знатная. Скупив в местном магазине остатки медвежьегорской сметаны и алтайского сыра (воистину пути логистики неисповедимы), держим путь в направлении Сегежа, попутно пытаясь удовлетворить свой эстетский вкус красивой стоянкой. Но наши планы не очень устраивали Баклажана, у которого в Шалговааре лопнул замененный хозяином аккурат перед отъездом патрубок охлаждения. Всё бы ничего, но именно этого видоразмера в ЗИПах обоих экипажей не оказалось. Ваяние из подручных средств патрубка охлаждения посреди села было отягощено нюансом изменившего статуса нашей собакевны: из просто сучки, на нервной почве, она стала "всеми желанной". Все кобели деревни, быстро унюхав сей пикантный момент, собрались около нас, чем возмутили нецелованную барышню, вызвав у неё шквал эмоций. Под непрекращающийся лай нам оставалось лишь поскорее сматывать удочки…
Удовлетворившая нас стоянка нашлась на дальних берегах озера, наутро переименованного в Мальдивы.
Прекрасный песчаный берег, толково сложенный камин, усыпанные грибами дорожки - ухоженная и благоустроенная стоянка приятно радовала чистотой, а заваленный сушняком лес сулил уютный костёр.
Коту выдали нахальных струмышек, быстро выяснивших длинну веревочки, собаке - очередное море "несгрызенной" воды, а нам - чудное утро с блинчикам под ремонт электрики.
Пока пилот Баклажана варил термостат,
мой милый штурман, проводя археологические изыскания в электропроводке страдальца, организовал, между делом, нормальную "массу" для приборной панели и выяснил много нового - приборы врали, давление у двигателя-милионника практически отсутствовало. Хибины накрывались медным тазом, а дальнейшая поездка могла непредвиденно свернуться в любой момент, теперь нас ждали только тщательно продуманные дороги, не требующие напряжения для умираюшего двигателя.
Ремонт подходил к концу, но несъеденные блины располагали к неспешным сборам с неоднократными омовениями в озере. Мы уже совсем забыли, что заказывали номер на сутки! Резкий шквал принёс дождь. Это намёк, я всё ловлю на лету. (с)
За сообразительность Мальдивы одарили нас старосоветской авоськой. Взяв за правило не отказываться от подарков, приныкали её в великого поглотителя вещей - Бакалжана. Мы опять торопились - газ был на исходе, но ещё маячила надежда заправиться в Сегеже, заправка была открыта до пяти вечера, а наличие газа надеялись выяснить при первом же появлении сети. Две шпалы моргнули в трёх километрах от "Колы", а трубку взяли с пятого раза, огорчив нас. С этого момента мы переходили на бензин, как и доносило сарафанное радио - газа в Карелии и Мурманской области нет!
Встав на трассу, почти сразу упёрлись в глобальные ремонты дорожного покрытия, съедающие у путников часть светового дня. Зато радовало, что старуха Лоухи была в хорошем настроении и большую часть времени нас сопровождала хорошая погода, лишь к вечеру небо затянул фронт с мелкой моросью.
Скучнее Мурманки дорогу найти трудно, особенно после Меджежьегорского отрезка. Пролегающая "палкой" между болот, она поднята на укрепленной насыпи, "омертвившей" все съезды. Поиск места для перекуса и разминки ног становится серьёзой проблемой: те, что сохранились можно перечесть на пальцах одной руки, о степени загрязнения можете догадаться сами.
Кинув взгляд на розовеющую в лучах заходящего солнца Кереть, торопимся в заполярье - в районе станции "Полярный круг" намечена стоянка, найти которую хотелось бы по свету.
Сворачиваем по указателю с трассы и по славному уазьему грейдру взбираемся на высокую перемычку, между Нильмозерских гряд, по которым идёт дорога.
Часть пятая, раскрывающая секреты Полярного круга.
Проехав синюю квадратную табличку с надписью "Полярный круг" изучаем всевозможные тропы.
Высокий дефицит съездов на трассе приводит сюда большую часть дорожных путников. Самые удачные стоянки заняты рыбаками. Добираемся до красивого мыска,
где и размещаемся, начиная с привычной очистки места и сжигания мусора.
Утро будит по-северному благодарным солнцем. Встаю, как обычно, первая и иду купаться.
Признаюсь, что лезу в воду по утрам почти при любой погоде. Неожиданно оказывается, что вода в приполярном озере самая теплая за всё путешествие! На берег выходить не хотелось, золотые массы, более теплые сверху и чуть холоднее снизу приятно пеленают упругими лентами. Вода так чиста, что в какой-то момент перестаёшь отличать отражение от реальности, которое выдают лишь золотинки слюды, обильно рассыпанные на дне и их частицы, растворённые в воде. Эту драгоценность можно набирать в ладошки и умываться.
Слюды вокруг очень много. Когда-то Чупа и Кереть славились её добычей, а поселение Кереть достигало семиста дворов и было богатым местом. Печальное состояние нынешних добывающих производств мы пронаблюдали позже, посетив Пулонгское.
Варю на костре кофе и на пару с котом наслаждаюсь тишиной. Вокруг по воде пустили сливки, они не знают, что я пью чёрный без сахара, соблазняя меня пушистыми барашками.
Размотав удочку, ухожу порыбачить на мысок. Клёв постоянный, но пустой - мелкие окушки дербанят крючок с червяком, парочка крупных быстро оказывается в банке. Проплывающий мимо местный рыбак интересуется уловом. Рассказывает о когда-то благодатных местах, ныне обезрыбивших из-за туристов с сетями. В подтверждение, на многих берегах не только этого озера мы встречали обрывки китайских дешёвых сеток. Когда на создание сетей уходило много усилий и времени, они ценились и разбрасываться ими было экономически нецелесообразно, их доставали, чинили, а теперь в брошенных одноразовых сетях запутывается и гибнет немало зверья и рыб. Вездесущая одноразовость пришла и сюда, девальвируя ценность вещей и убивая доступностью.
Разморенные на солнышке, пилот Баклажана и Барька плотно привалились к полярному кругу, удержать его на месте не просто, сил и умения уходит немало.
Помогать им пришёл кот - втроём они быстрее справились с ритуалом,
позволив нам без задержек продолжить путь.
Если проехать по дороге дальше, в направлении Белого моря, можно найти замечательные места для стоянок, в силу сложной доступности гораздо более чистые и безлюдные, но нас поджимает время и договорённости о встрече со знакомыми на Онеге. С сожалением бросаем прощальный взгляд на благодатное озеро, унося с собой секрет полярного круга: только богам ведомо ежегодными усилиями скольких людей, собак и котов полярный круг удерживается на месте:-), и встаём на тропу к беломорским лабиринтам...
Благодарствуем бабушка, за гостеприимство теплоё! И кто посмел говорить, что Лоухи вредна?;-)
Часть шестая, сохранившая секреты Кольских лабиринтов.
Выехав и опять въехав в зону Полярного круга, отмечаемся у стелы,
и выезжаем в Кандалакшу. Нас предупреждали, что газовые заправки стоят пустые, но земноводное не даёт умереть надежде, и мы как всегда торопимся успеть до закрытия, которое в этих местах очень раннее.
На подъезде к городу у поста ГИБДД есть заправка, посещать которую не рекомендую - бензин плохой, лучше заливаться чуть дальше (примерно в километре) с левой по ходу движения стороны. Ещё один нюанс - на подъезде к стационарному пункту ГИБДД не пропустите знак ограничения скорости "20", который вырастает неожиданно из-за поворота с горкой.
Кандалакшский залив потряс своей красотой. Город расположен в удивительно красивом месте, но над нами домокловым мечом висели десять минут до закрытия заправки… Промчавшись по городу, уже на выезде упираемся в табличку "газа нет". Теперь можно выдохнуть и спокойно подзапастись провизией.
Ныряние по улочкам приводит к магазинчику со славным названием "Авоська", памятуя мальдивский подарок, понимаем, что нам сюда. Полакомившись мороженым и купив великолепного местного хлеба, уезжаем к ближайшему лабиринту.
Всего на Беломорье известно четыре лабиринта: Кандалакшский, Умбский (в Порьей Губе), Понойский (это три Кольских) и на Большом Заяцком острове ( на Соловках). Есть ещё три Кольских, но они уже расположены по береговой линии Баренцева моря (Рында, Хорловка, Варзино). В этот раз в моих планах было посещение Кандалакшского и Умбского. Первый расположен так близко от города (у бывшей рыболовецкой тони Малый Питкуль, в нескольких километрах от устья реки Нива), что многие проезжают мимо, не замечая его. Близость цивилизации поспособствовала облагораживанию местности - протоптаны дорожки, сам полуостров (который в прилив становится островом) и близлежащая территория охраняются государством, о чём оповещает табличка.
Довольно подробный рассказ и точные координаты геокешеров быстро выводят на место.
Если остановиться на первой смотровой площадке (почти сразу за Кандалакшей)
и спуститься вниз по грунтовке с серьёзным уклоном, то попадаешь на дорогу, петляющую вдоль залива по береговой линии. Недооценка серьезности уклона и размытости дороги приводит к тому, что мы наблюдали на спуске: крузак с трудом вытаскивал по петляющей дороге на веревке легковушку, не смогшую подняться самостоятельно. На алтайских перевалах мы наблюдали подобную ошибку водителей - далеко не каждый недопривод может преодолеть свыше 35 градусов уклона.
Дальше следует проехать метров 300 направо и пробежаться вдоль берега пешком.
С правой стороны тропинки увидели "трейлер" лабиринта из тщательно уложенных камней: чья-то шутка - указатель?
Виды Кандалакшских тундр впечатляют.
Выход к лабиринту заполняется приливной водой и усеян большими камням, которые потянули к себе нас всех.
Камни организовывали собой неправильные концентрические круги, их шероховатые поверхности хранили кисть ветров и волн, балующихся сказочными пейзажами. Признаюсь, что в этом месте мы провели больше времени, чем в самом лабиринте.
Приятной неожиданностью стала встреча с байдарочниками, ребята спускали на воду "Щуку". Мой штурман заностальгировал - он в этих краях не раз сплавлялся на "Таймене" с выходом в Белое море.
Оставив беседующих, ускорила шаг, вот и первый северный лабиринт. Честно, ждала какого-то особого ощущения, которое приходит ко мне в некоторых местах, но оно не явилось.
Слишком всё аккуратно: ровные рядки явно подновлённого лабиринта,
оформленного вокруг цепью и табличкой.
Очень жаль, что вмешались и в угоду "красивенько" восстановили утраты. Я предпочла бы поговорить с таким, каким его нашли.
Это не помешало нашим друзьям пробежаться по лабиринту и встретиться на "тропинках войны", но явно не нравилось коту.
Он, зачарованно просидевший все дни стоянки в горах на Телецком, из лабиринта утекал, нарушая все ритуалы, перескакивая через заросшие брусничником ровные рядки камней. Новодел и новострой - всё, что осталось от настоящего. Жаль.
Повеселив машинки полным приводом, поднимаемся к грунтовке по размытому запесоченному отвороту, и игнорируя возможность сделать красивые видовые панорамы на смотровой площадке "кандалакшские грезы" уезжаем вдоль берега - давление масла на Баклажане диктует дороги без нагрузок. Это места отдыха горожан - все своротки к воде заняты машинами и отдыхающими. Дорога довольно долго идёт вдоль залива, позволяя вынырнуть на трассу в удобном месте.
На подъезде к Умбе несколько раз останавливаемся - Баклажан хандрит. Мысли о посещении Умбского лабиринта не радуют моих спутников совсем. Он расположен в 13 км к западу от поселка Умба, на мысе Аннин крест. Проще всего к лабиринту добраться по морю, говорят, что рыбаки фрахтуются туда с удовольствием, но мысль оставить машину на берегу не вдохновляет наших друзей. Второй путь - проезд по грунтовке той, что идёт до зимника, а потом пешком от 8 до 15 километров. В одном из отчётов о таком переходе время пути составило пять часов движения по пересечёнке. Уговорить спутников потратить день на поиски лабиринта мне не удаётся и, оставшись в меньшинстве, смиряюсь с очередным перекраиванием маршрута с урезанием подвижной его части. Моя шустролапость грустит, а лабиринты в этом году не хотят открывать свои тайны 15 .
Продолжение истории
Вынуждена делить текст из-за ограничения хостером количества символов на странице.
август 2013 г.
лисоглиф Ваша Лиса
Оглавление
Часть четвёртая, о гостеприимстве старухи Лоухи, или о том, как Хибины стали накрываться медным тазом....
______________
1 Здесь и далее по тексту: Красный - автомобиль УАЗ 469 красного цвета, 1972 г.в.
2 Здесь и далее по тексту: Баклажан - автомобиль УАЗ 31514 баклажанового цвета 1999 г.в.
5Карельская экологическая газета, №2-4 2000 г.
10 Зелёный - динамический буксирный трос от самого "удачливого" внедорожного эвакуаторщика.
Подвал лисьей норы
 Лисьи байки
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи тропы:


"Даже если прошло и не стало, всё осталось со мной..." ". Ладога, август 2018.


"Поездка, которой не должно было быть". Август 2017. Началась публикация.
Видлица - Онега - Чупа - Большой Кариквайвишь - п-в Средний - Териберка - Петрозаводск.

"Мезень- это важно". июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье- Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.

"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015. Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур-> Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома, Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).

"За спичками." Май 2015. Свирь, Онега, Ладога.

"Искалеченный Зверев." Сентябрь 2014. 4-я Северная батарея, Форт "Зверев".

"Биармия ждёт." Август 2014. Карелия (Онега, Чупа), Кольский (Рыбачий, Средний, Хибины, Терское побережье) . Опубликованы 6-7 части.

"Грустилка первого рода, или "держаться больше нет сил"!" Июль 2014. "Подводные камни" Финского залива.

"Странствия кота на байдарке, или философия Сократа в действии". Июнь 2014. По Ладоге на "Ладоге".

"Фудзияма - не яма - гора, над священной и быстрой рекой... (c) " Древние Псковские городища. Май 2014.

"Полногрудой Балтики ветру не увязнуть в моих волосах". Ленинградская область. Открытие сезона. Апрель 2014. Окаменелости, кварцевые жеоды.

"Чертовы следки - Онежские писаницы." (Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)-2011. 2014.

"Кусочек рая для отравленных душ." Любовь моя - Ладога. Ностальгичное.

Зимний Плав, или куда ведут Маресьевские тропы. Новгородская область, Валдай, январь 2014.

Турецкий берег в проливе Транзунда, или семь жизней Овчинного острова. Прогулки в Подберезье. Карельский перешеек, ноябрь 2013. Добавлен фотоматериал августа 2014.

Большой квест "Хожение за три "моря"". Война и камни - Карелия-Кольский, август 2013.

Путешествие кота на улицу Лизюкова, или в гости без приглашения. Воронежский Стоунхендж. май 2013.

Объект 200, или туда, где дремлет Поезд-Призрак. Ленинградская область. 2006-2013.

Легендарными дорогами на легендарном автомобиле, или дорожные впечатления от путешествия на родину бронзовых шкворней. Питер-Урал-Алтай 2012.