Турецкий берег в проливе Транзунд, или семь жизней Овчинного острова.
Прогулки в Подберезье.
"У нас есть только два надёжных друга: русская армия и русский флот!"
Александр III Миротворец
Осень в этом году выдалась теплая, и наступающие большие выходные сулили море впечатлений, теплый лес, замечательный грибной запах прелых листьев и тишину, возможную лишь в этот короткий период уходящей осени, когда перелётные курортники, с гомоном встав на крыло, отчалили, освободив пространство безмолвию и предоставив ветрам в одиночестве исполнять традиционные песни под аккомпанемент набегающих волн.
Неоднократные упоминания мужа о виденных им остатках имперских артиллерийских батарей на островах Выборгского залива давно вызывали желание там побывать. Потеряв полтора дня на московских "недогостей", с возгласом "это не гости, а джиперы", мы покидали экипировку и кота в машину и отчалили в сторону "древнего русского города Виипури, основанного шведами".
Отъехав от Выборга километров на двенадцать, свернули на грунтовку, быстро превратившуюся в легкий триал из-за растущих на дороге главных карельских злаков - камней. Для короткобазного УАЗа дорога легкопроходима, по крайней мере для меня (я катала дорожки и посерьёзней), не удивлюсь, если для кого-то она - "верх бездорожья" (тут ведь - кто, как и на чём ездит...), местами к Подберёзовому острову она идёт по насыпной дамбе
с гранитным откосами по краям,
местами по такому ровному скальнику гранита, что дорога начинает напоминать асфальт.

Проехать по последней дамбе и мосту с Подберёзового на Туркинсаари (он же Николаевский, он же ныне Овчинный) нельзя уже давно
- металлический аналог моста с настланными остатками деревянных досок (видимо наследие стоявших там пограничников) слишком узок,
а когда-то туда проезжали машины и на острове до сих пор читаемы остатки дороги.
Сам остров Туркинсаари вытянут длинной частью вдоль Транзундского пролива и примыкает очень близко к Выборгскому фарватеру. Именно этот факт стал решающим для организации на острове в 19-м веке Николаевской батареи и именно её, и последующие напластования инженерно-оборонительных сооружений мы намеревались осмотреть на следующий день. Ночь выдалась ветреная, немало попугав кота,
и принесла долгий дождёвой фронт, напрочь отбивший у него желание гулять. Сумеречная погода сказалась на качестве фотографий (к тому же почти сразу умер фотоаппарат и снимать пришлось на телефон), но моросящий дождь ничуть не испортил впечатлений, а поздняя осень, оголившая ландшафт, позволила увидеть многое, скрываемое летом зарослями травы.
Изучая по возвращении справочные материалы об острове, нас немало удивил тот факт, что ныне остров чаще всего упоминают в связи с местом основания базы гидрологической авиации (фактически морской авиации Финляндии) и местом расположения минной береговой станции (1915 года постройки), но напрочь забывают о широкомасштабном имперском строительстве 18-19 веков, приписывая все остатки инженерно-оборонительных сооружений двадцатому веку, хотя разница в технологиях и использованных материалах видна даже обывателям. Именно поэтому, рассказывая о найденных на острове артефактах, я постараюсь придерживаться в первую очередь принципа хронологии возникновения строений и оборонительных рубежей, а не порядком их расположения и осмотра при посещении острова.
Историческая справка:

"Вопрос о создании морских укреплений Выборга впервые возник в начале XVIII века в ходе Северной войны. До этого с конца XIII века, Выборг являлся шведской крепостью на восточном берегу Балтийского моря, с середины XVI века считавшегося "внутренним морем" Швеции. Основное внимание уделялось обороне города с материка, со стороны Карельского перешейка, что явилось просчетом шведов, не ожидавших появления русского флота на Балтике. Решающая роль флота в успешной осаде и взятии Выборга в 1710 г. хорошо известна. В марте 1710 г. 13-тысячный русский осадный корпус под командованием адмирала Ф. М. Апраксина совершил переход по льду Финского залива от острова Котлин мимо Березовых островов и, подойдя к Выборгу с северо-запада, начал осаду крепости. В донесениях царю Петру I Апраксин сообщал о постройке двух шанцев, вооруженных пушками, у входа в гавань в качестве блокадной линии против возможного подхода шведского флота (схема 1).

8 мая обе батареи салютовали русскому флоту во главе с царем, доставившему из Кронштадта провиант, осадные орудия и боеприпасы, а 16 мая преградили путь подошедшему шведскому флоту. [6]Эти батареи, вместе с укреплениями, возведенными ранее на острове Котлин, стали первыми элементами русской береговой обороны на Балтике. Оба шанца относились к категории временных полевых укреплений. Линию обороны составлял земляной вал, имевший в основании насыпь камней, которыми в изобилии усеяны берега Выборгского залива. Укрепления не имели постоянного гарнизона и позже возобновлялись в случае военной опасности.

Петру Первому приписывается идея создания еще одного укрепления на ближних подступах к Выборгу - на островке Харкисаари, в семи километрах от крепости. [3] Этот замысел был осуществлен позже, в 1740-1750-х гг.

С присоединением Финляндии к Российской империи Выборг сохранил значение приморской крепости на Балтике, хотя модернизации его укреплений до середины XIX в. уделялось мало внимания. Во время Крымской войны были приняты срочные меры к усилению морской позиции. В 1855 г. были созданы две линии обороны с новым размещением батарей. Первая линия включала пять батарей, контролировавших два наиболее глубоких пролива - Пильский и Тронзундский. Шесть батарей держали под обстрелом конечный участок фарватера, ведущего к Выборгу. Пильский пролив был перегорожен каменной гатью, затопленными судами и цепью. [4] К моменту появления английской эскадры под Тронзундом батареи не были закончены постройкой. Николаевская батарея на острове Туркинсаари была, например, вооружена в день попытки неприятеля пройти через Тронзунд. Тем не менее, попытка англичан была отбита. Вооружение батарей составляли 52 орудия. Общее руководство их строительством осуществлял полковник В. Д. Кренке ." 1

( Николаевская батарея отмечена точкой 6 на схеме 5)
1

"Кренке в своих мемуарах, на стр.145, пишет: "... военный министр, от 11 июня. №8741, сообщил, что Государь Император по всеподданейшему докладу ... Высочайше соизволил разрешить наименовать именем Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича батарею, разбитую Его Высочеством на острове Турки-саари вблизи Выборга, а равно и сам остров...""2

Наиболее внятные остатки строений оборонительного рубежа Николаевской батареи сохранились по ближайшей к фарватеру дальней юго-восточной стороне острова ( на схеме обозначены PRISTAN-2),
3
в виде цокольного этажа помещения сложенного из отёсанных гранитных квадратов (по некоторым источниками это часовня, так, Баир Иринчеев пишет, что его "больше всего поразили руины православной часовни. Построил ее гарнизон минной станции. На скале, на одной из самых высоких точек острова"4 , по другим - домик офицеров)
переворошенного свежими следами "копов". Неликвидная "добыча" разложена по краям стен:
обломки изящной посуды,
педаль
и другие металлические части рояля
наводят на мысль о размещении здесь всё же домика офицеров.
Рядом лежит ведущий поясок снаряда, с характерными нарезками от прохождения канала ствола.
Всё это переходит в заградительную стену, вписанную в обрывающуюся вниз скальную породу.
Вход со стороны острова был организован площадкой, отгороженной от спускающейся вниз лестницы (слева) частично сохранившейся кованной решеткой
с растительным орнаментом.
На остатке стены возложен венок.
Сооружение размещалось на хорошо читаемой до сих пор артпозиции, с противодесантными заграждениями вдоль береговой линии. Вид снизу:
Современные источники соотносят его с часовней, которую по некоторым данным финны переделали в офицерское кафе, однако руководствуясь логикой организации укреплённых позиций, сооружение скорее следовало считать КП - НП батареи, одновременно являвшимся местом жительства офицеров.
Чуть ниже на берегу выложенный из гранитных валунов слип или разгрузочный пандус, уходящий в воду.
Гранит для построек брался видимо рядом (чуть выше, по плоской тарелке скальника, к строениям ведёт дорожка,
суженная ровными глубокими скосами гранита).
Если пройти по этой дорожке дальше упираешься в новый гранитный "плац" заросший мхами, посередине которого к скальнику анкерами прикручены две "L-образных" стойки из швеллера.
В связи с тем, что они расположены не поперёк дороги, мы можем смело предполагать, что это отнюдь не шлагбаумы, а скорее всего кронштейны простейших погрузочно-разгрузочные устройств, возможно для блоков, полиспастов или кранов-журавлей. Они встречают в разных местах острова, в разной удалённости от берега, но всегда на предполагаемых артиллерийских позициях.
Упирается "дорожка" в ещё одну артпозицию с противодесантной линией обороны,
образованную естественными углублениям в скальных породах и искусно доработанных людьми.
До сих пор хорошо видны траншеи и стрелковые позиции,
если мысленно убрать вторичный лес, становится понятным, что позиция держала под прицелом обе стороны острова.
Если двигаться по берегу от "часовни" в направлении моста и дамбы, попадаешь на артпозицию с искуственно выровненой поверхностью,
"подпёртой" акуратной кладкой из тесанных гранитных валунов.
Здесь же остатки лесенок
и подземные сооружения, идентифицировать которые мы не смогли.
В кустах, между казармами и арпозицией опять встречается описанная выше "L-образная" конструкция.
На северо-западной стороне острова размещались казармы (на финской карте KAZARMY) -
сохранилось много цоколей и подвалов больших помещений.
На редких кирпичах встречаются оттиски BORNHOLM и HOGANAS:
Некоторые помещения очень сильно горели - вынутые копателями керамические тарелки смялись складками от высоких температур,
найденные остатки канализационных систем,
и систем водоснабжения
писсуары, обломки батарей центрального отопления
говорят о хорошем инженерно-техническом оборудовании строений, однако печное отопление тоже присутствовало.
Выкопано много металических деталей:
ручки дверей,
замки.
Обломки керамики.
Большинство строений изнутри проросло деревьями.
Все они вторичны и по возрасту не превышают семидесяти лет,
что соответствует найденной в открытых источниках информации об уничтожении на острове в ходе боёв "Зимней войны" всей растительности.
Отоносятся ли все эти казармы к имперским постройкам утверждать не берусь. Скорее они представляют из себя напластования периодов: имперского батарейного строительства, периода существования Боевой Минной станции, размещения на территории острова особого белоэмигрантского лагеря 1918-1924 годов и периода дислокации на острове аэродрома и базы финской гидроавиации. Поэтому, описания казарм и помещений невыясненного назначения будут встречаться в отчёте без соотнесения со временем возможного возникновения и будут носить исключительно описательный характер.
Особенно сложно отнести к точным временным периодам остатки бетонных сооружений в связи с тем, что финская и русская технологии использования бетона в строительстве имели одинаковые русские инженерные корни и дилетанту крайне сложно их отличить.
В одном из больших помещений, расположенных на возвышении недалеко от Минной станции,
в цоколе сохранилась лестница в подвал со следами свежих раскопок.
Видимо, поисковики надеялись найти артпогреб или минный склад. Ниже по береговой линии узел прикрыт противодесантными заграждениями.
После пересечения дороги в направлении юго-востока к берегу ведёт лестница
и тропа с остаками фундаментов по сторонам.
Тропа выходит к широкому бетонному слипу (на финской карте обозначен SLIP )
с артдвориком
и укрепленной бетоном линией берега и, видимо, с укрытиями для расчетов.
Дальше по береговой линии (в направлении моста) расположены, вписанные в ланшафт, укреплённые позиции
с узкой бетонной шахтой, оборудованной спусковыми трапами.
Вероятно, к имперским строениям (за широкое применение гранита)
можно также отнести сооружение, расположенное почти у воды на мысу, между дамбой и бетонным слипом. Место расположения, общий вид, характерная кладка развороченных остатков стен,
25
арочные подкрепления
и прочие нюансы позволили нам предположить, что когда-то в нем могло быть установлено казематное орудие. Находящийся рядом естественный слип из пологого скальника,
волнорез из гранитных валунов,
а также остатки швартовых рымов,
загнанные в скальную породу, и соотносимые (по перпендикулярной траектории от берега) с остатками других конструкций,
говорят о нахождении там причала. Что, впрочем, не отменяет артпозицию.

"1876 годом заканчивается первый этап строительства Восточно-Выборгских укреплений, в результате которого они обрели завершенный вид фортового пояса, основным элементом которого явился тип форта-редута, разработанного под руководством Э. И. Тотлебена в 1873 году.

Тронзундские укрепления представляли собой сложные инженерные сооружения, возведенные на скальных основаниях. Все батареи были открытого типа с установкой орудий на барбетах по периметру земляных валов, облицованных камнем. Внутри укреплений были выстроены сводчатые убежища, пороховые погреба, деревянные склады, офицерские дома. На каждом острове возводился каменный пирс для судов, осуществлявших связь с материком. Длина Тронзундской морской позиции по фронту составляла12 верст. Годы строительства укреплений совпали с началом перевооружения русской артиллерии нарезными орудиями, более мощными и дальнобойными. Развитие броненосного флота и усиление его огневой мощи, в свою очередь, требовали постоянного совершенствования береговых батарей. В конце 1870-х гг. артиллерийское вооружение батарей было усилено дальнобойными орудиями новых систем (образца1877 г. ): 9- и 11-дюймовыми пушками и 9-дюймовыми мортирами с каменными основаниями под лафеты. В 1877 гг. оборона Тронзундского пролива была усилена постройкой т. н. углубленной батареи на западном берегу острова Уурансаари." 1

Остатки инженерных сооружений до сих пор читаются на местности, особенно осенью с запоздывающим снегом.
Недавно, наткнувшись на архивные чертежи и инженерные планы фортификационных сооружений Николаевского острова (часть из которых привожу ниже), я испытала особый прилив гордости за своего мужа, проводившего для меня эту экскурсию с умозрительной реконструкцией на местности, в значительной степени совпавшей с ранее нам не известными архивными сведениями.
Значительная часть посетителей острова и любителей фортификации, по непонятным для меня причинам, приписывает строительство большинства фортификационных сооружений финнам, совершенно забывая о том, что финские военные инженеры пришли отнюдь не на пустое место имперского выборгского укрепрайона и только развили в соответствии с современным им пониманием стратегии и тактики войны на море.
Надо понимать, что наличие доставшихся, благодаря декрету Ленина, готовых инженерно-фортификационных сооружений на островах Выборгского залива, никак не умаляет заслуг финов в их умелом использовании, развитии и переоборудовании.
Привожу несколько из более, чем восьмидесяти "архивных документов по укреплениям на острове Туркинсаари" опубликованных в сообществе "Военная история островов Выборгского залива" 10.
Общая схема размещения укреп-района Николаевского острова от 1789г.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Общая схема размещения укреп-района Николаевского острова с нумерцие зданий и ссоружений.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Планы отдельных сооружений с привязкой к ландшафту.
Чертёж по устройству громоотвода к зданиям минных складов №279 и №210
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Здание №242.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Минный склад. Здание № 279.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект лаборатории при минном складе.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект бревенчатого малого ледника №303 и №304.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект большого ледника.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
План казармы № 270.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект пристани №165.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект дома жандарма.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект порохового (пироксилинового) склада.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Проект отхожего места для минной роты.
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Эти и многие другие проекты зданий казарм и административного управления, складов при пристанях и другие объекты не остались на бумаге.
В той или иной степени сохранности фундаментов и стен, они до сих пор стоят напоминанием мощи и могущества империи.
Кстати, на планах имперских артиллерийских батарей часовни в месте, где её размещают современные источники не обнаружено. Однако, однозначно утверждать о назначении здания (вероятно менявшемся), остатки которого называют часовней, будет возможно только после отыскания планов-схем укрперайона разных временных периодов.

В 1880-х гг., в ходе выработки новой концепции обороны Балтийского побережья, Тронзундские укрепления оценивались как малоэффективные ввиду их большой растянутости по фронту и отсутствия тыловой защиты. В результате было принято решение об их упразднении и разоружении. Безопасность подходов к Выборгу должны были обеспечивать минные заграждения в районе острова Харкисаари. Следующий этап истории выборгских морских укреплений относится ко времени Первой мировой войны, к эпохе развитых форм долговременных бетонных оборонительных сооружений и длинноствольных орудий." 1

Видимо, именно в этот период Овчинный подвергается перестройке. На базе минной роты, созданной ещё в период закладки Николаевских артпозиций
10
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
в 1915 году организовывается Боевая минная станция, с минимальными разрушениями (но с неизвестным количеством перестроений) сохранившаяся до сей поры.
Сейчас она выглядит так: вписанное в ландшафт гранитной скалы прямоугольное бетонное здание
с полукруглым "эркерным" выступом,
25
когда-то усиленное двойными ставнями
и двойными дверьми,
оборудованное бойницами даже во второй внутренней части помещений,
ныне пустыми глазницами чернеет сквозь заросли вторичного леса с видом на бухту. Откосы от постоянно текущей воды поросли сталактитами.
Верхняя площадка вписана в ландшафт,
в которой сохранились вентиляционные трубы.
Правее от здания станции в скальнике читается присыпанный перегноем и старой листвой "желоб", ровные края которого предполагают ручную обаботку. Почти у самого края он выходит на плоский скальник с двумя прямоугольными шахтами, вероятно воздушными.
25
Рядом виднеются остатки бетонного слипа (правого),
25
и множественные бетонные "ленты" фундаментов, прибархоченные зелёным мхом.
25
25
Забыв прихватить фонарики мы лишились возможности осмотреть Минную станцию изнутри, но наградой по возвращении оказался отчёт5 с великолепными фотографиями внутренних помещений и схемой Минной станции на сайте terijoki.spb.ru. Надо отдать должное этому ресурсу - большую часть архивного фото материала и ссылок на интересные источники я почерпунла именно у них.

"В Российском Государственном архиве ВМФ в фонде ф.1350, оп.1, д.78. от 15 янв.1915г читаем: Командир Выборгской минной роты... ...4. Николаевский о-в - Боевая минная станция.

Кроме того, в "СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОЧИСТКЕ ПРОХОДОВ ОТ МИН ЗАГРАЖДЕНИЯ" подробно описывается способ борьбы с подобными системами дистанционного управления минными заграждениями, что подтверждает возможность их строительства для защиты Выборгского фарватера в начале первой мировой войны. Такое назначение сооружения объясняет и его конструкцию, оно должно было обеспечивать защиту от артиллерийского обстрела из крупнокалиберных морских орудий, а также противодесантную оборону - наличие окон и защитных амбразур. Примерный план станции показан на рисунке:"5

5
Ознакомиться с упомянутым трудом не представляется возможным из-за неработающей ссылки, поэтому просто упомянула цитату из отчёта, вдруг вы окажетесь удачливее и найдёте оригинал документа.
Благодаря предоставленной возможности ознакомиться в открытом доступе с архивными и другими материалами, в том числе с отрывками из мемуаров участников событий (опубликованными на сайте terijoki.spb.ru.) пользователем Виктором Сергеевичем, становится понятной организация и жизнедеятельность БМС (боевой минной станции).

"Опишу вкратце , что собой представляла БМС -боевая минная станция. Построена в годы 1мв; это бетонный сарай, тыльная часть которого врезана в возвышаюшейся над ним скалой .перекрытия и стены бетонные, толщина перекрытия 2 м , с арматурой из рельсов , по переднему фасаду 2 узкие двери , 3 окна ,5 амбразур, позволяющих контролировать вход в двери Станция была предназначена для дистанционного управления минными полями , на ней дислоцировалась Выборгская минная рота , которая подчинялась морскому ведомству . Кроме личного состава ,живущего на острове , здесь хранились гальванические и ударные морские мины , провода, взрывные машинки . Здесь же хранились суда предназначенные для перевозки мин ,в зимнее время они хранились на берегу,для облегчения постановки на берег судов был сооружен уположенный бетонный слип в самом узком месте острова ... БМС не была предназначена для боевых операций : не было системы огневых точек , отсутствовала принудительная вытяжная вентиляция , амбразуры имели малый боковой обзор . Единственное предназначение БМС -это укрытие личного состава при артобстреле орудий больших калибров .6

Сейчас много говорят об инспирированных революционных событиях начала прошлого века. Маленький Туркинсаари не избежал детективной истории и умудрился засветиться на мировой политической арене: уже упомянутым Виктором Сергеевичем в комментариях к теме о Выборгском заливе7 опубликована очень любопытная легенда о поставках оружия в 1905 году.

"Выборгский залив в августе 1905 года стал местом проведения операции планетарного масштаба , имеющей цель по ввозу в Россию стрелкового оружия и взрывчатки для осуществления вооруженного путча в Петербурге , Варшаве и Москве. Факт общеизвестный , в СССР был снят 2-х серийный кинофильм , сценарий которого донес до зрителя принятую в то время версию событий . Операция прошла успешно , оружие было ввезено , что подтверждают события в России в конце 1905 года. Были задействованы два канала ввоза через Выборгский залив и Черное море . Все было скоординировано и обеспечено , не в последнюю очередь этому способствовали либеральные законы по логистике оружия в Англии , Дании , Швеции , России. Оружия было много , его хватило бы на две дивизии...

Чтобы не привлекать внимания , под видом охотничьего , малыми партиями , на малых судах- были привлечены :пароход - портовый буксир " Джон Графтон " и три паровые яхты , водоизмещением по 300 тонн каждое . С соблюдением всех формальностей эти суда с грузом легально вошли в территориальные воды России , но поскольку Выборгский порт был перегружен , они получили разрешение вести разгрузку на островах . В то время острова Выборгского залива были обитаемы и имели причалы , а остров Овчинный имел даже 2 причала . Путем несложной махинации со сменой названия судов , они благополучно несколько раз разгружались практически на всех островах , и что удивительно без аварий , хотя экипажи были заменены , что в сложных навигационных условиях залива трудно достичь. В дальнейшем оружие на весельных лодках были доставлены на сушу , ближе к железнодорожным станциям и под видом бычного багажа благополучно доставлено в Петербург , Варшаву и Москву."7

Не имея в руках доказательств ни pro ни contro, не берусь утверждать о реальности описанной истории, но вероятность произошедших событий считаю достаточно высокой.
Отдельная невеселая и не афишируемая финнами страница жизни острова связана с размещением на нём особого белоэмигрантского лагеря в 1918-1924 годах. В фильтрационный лагерь на Туркинсаари попали участники Кронштадтского мятежа и, вероятно, бежавшие с территории Ингерманландии и Восточной Карелии. Казармы на островах, когда-то оборонительного рубежа, на скорую руку приспосабливаются для размещения интернированных. "К лету 1921 г. действующим остался только лагерь на Туркинсаари, где находилось около 2300 беженцев. Часть мужчин к тому времени уже вернулась на родину, некоторые были трудоустроены в Финляндии"
Существуют воспоминания детей, родившихся в лагерях:

Мой старший брат Кирилл и сестра Елена родились на русской стороне, а я уже родился в 1924 г на финской стороне. Местом моего рождения был небольшой остров, который назывался «Туркинсаари», что в переводе на русский язык означает «турецкий остров». Остров находится в 15 – 20 км от города Выборга, и на этом острове финны собирали русских беженцев, среди которых было много моряков, участников кронштадского восстания. Острова я, конечно, не могу помнить, но по рассказам моих родителей он был окружен колючей проволокой и служил некой перевалочной базой для эмигрантов из России. Говорили, что это было мрачное место, и что там приходилось голодать.11

Надо понимать, что ни в одной стране мира ни один лагерь для интернированных не был курортом и местом средоточия гуманизма. Поэтому ожидать от финов какого-то иного подхода или обвинять их в жестоком обращении в данном случае было бы несправедливо, хотя, примерно через двадцать лет, финские концентрационные лагеря были признаны одиними из самых негуманных и бесчеловечных.
Финский историк Марко Тикка, рассматривая причины высокой смертности в лагерях упоминаемого нами исторического периода, пишет, "что эффективней голода заключенных убивали быстро распространившиеся инфекционные заболевания: оспа, скарлатина, дифтерит, а также сыпной и возвратный тиф. В июне 1918 года эпидемия испанки, охватившая в 1918-1919 гг. весь мир и унесшая куда больше жизней, чем погибло в Первую мировую войну, достигла Финляндии. За совсем короткое время от нее умерло примерно 4-5 тыс. заключенных, т.е. не менее трети всех скончавшихся в лагерях пленных красногвардейцев". 12
В 2010 году на берегу (по финской карте между SLIP и PRISTAN-2) установлен Памятный крест с надписями:
"Кубанским казакам и всем русским людям, разделившим тяготы особого белоэмигрансткого лагеря на о. Turkinsaari в 1918-1924 гг."
"Памятный крест установлен и освящен 18.09.2010 г. при содействии Государственного академического Кубанского казачьего хора и Спасо-Преображенского собора г. Выборга"
Одной из ярких страниц жизни острова (в связи с которой его чаще всего и упоминают) стало размещение на Turkinsaari финской базы гидроавиации.
Дальновидно использовав остров, с доставшейся отличной инженерной подготовкой (слипы, дороги, построенные здания, казармы) финны летом 1926 года начали работы по строительству на нём базы гидроавиации, что позволило уже с 1927 начать выполнение полетов.
Именно в этот период остров, остававшийся отрезанным от суши,
14
связывают с материковой частью мостами и системами насыпных дамб, оборудуют ангаром для самолётов,
8
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
двухсторонним слипом (остатки противоположной - левой части слипа сохранились так же хорошо, как и правой у Минной станции)
25
и специальными Г-образными блок-системами для вытаскивания самолетов из воды на специальных тележках. 13
8
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Подозреваю, что для большей части хозяйственных построек и казарм адаптируются уже имеющиеся. Скорее всего существующие инженерно-технические сооружения, здания и строения (отравляю Вас к сканам архивных чертежей Николаевской батареи, реальные останки построек которых сохранились до сих пор) перестраиваются под нужды будущей базы гидроавиации Финляндии.
В 1937 году остров имел:
13
1 1-слип для гидросамолетов с ангаром,
2 2-слип для гидросамолетов с ангаром,
3 Штаб-квартира, 4 Больница, 5 Лавка, 6 Жилые дома, 7 Тир,
8 Учебный полигон, с левой стороны здания казарм, в верхней части кухни, столовая, сауна и прачечная, в нижней части сапожник и портной,
9 Солдатский клуб, 10 Лодочная пристань, откуда уходят паромы в Выборг и Uuraaseen.13
До сих пор очень хорошо видны длинные ленты фундаментов, соотносимые с размерами ангарного строения.
С фотографиями из архива Миикки Раухала легко привязаться на местности. 8
Ангар, вероятно, располагался слева от дороги, которая ведёт через мост по острову, на площадке перед зданием минной станции. Особенно это хорошо видно на фотографиях датированных 09.09.1941.
7
7
Сейчас здесь всё заросло лесом.
Привожу толковые описания ангара и его оснащения по тексту "Терра инкогнита" ( подобный ангар базы бывшей гидроавиации сохранился в районе Сортавалы на полуострове Kasinhanta23, с которым до сих пор любой желающий может ознакомиться). "Размер ангара (приблизительно): по фронту - 40 метров, в глубину - 20 метров, высота в верхней части ворот - 10...12 метров, сами ворота - 5...6 метров (если считать размах крыльев самолетов - 10...12 метров). Ангар без опор, конструкции кровли и стен легкие, непрозрачные. Общая площадь ангара 800...1000 метров квадратных, с учетом вспомогательных помещений по бокам. Вместимость 10...15 самолетов. Ворота раздвижные (купейного типа) и, вероятно, с одной стороны, так как с другой стороны видны деревья. Ангар отапливаемый, видна труба, она же видна и на других снимках. Перед ангаром 3 самолета на лыжах, винтами в разные стороны, внутри ангара виден автомобиль, вероятно тягач. Подлет самолетов осуществлялся по льду залива, ВПП на не видно. Рядом с ангаром проходит укатанная дорога с изгибом". 14
Возможно, основание одной из Г-образных блок-систем (той, что на слипе слева от дороги)
ныне использовано для фундамента наблюдательной вышки:
25
наследия предпоследней генерации "покорителей" острова - советских пограничников.
Рядом руины цокольных этажей помещений
25
25
с остатками труб водоснабжения и/или отопления, когда-то они были хорошо инженерно-технически оснащены.
25
Отсутствие навыков, технических возможностей (острая нехватка самолётов и провалы с поставками топлива), невысокая лётная дисциплина и многие другие факторы привели к четырём трагическим авариям, в результате одной из которых в 1928 году в Выборге на улице Torkkelin (проспект Ленина), помимо лётчика погибло два пешехода. 15
По данным сайта karjalanliitto.fi 14 финская гидроавиациия того периода оснащалась в основном: разведывательными самолетами марки V. L. SAASKI финского производства (использовавшимися и в гражданской авиации),
8
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
"Самолет Saaski стал первым серийным самолетом, полностью разработанным и построенным в Финляндии. Его разработкой занимались конструкторы Керт Берджер и Ассер Джарвинен, работающие на фирме Valtion Lentokonetehdas (VL). Работы над самолетом были начаты в 1927 году. Опытный образец, получивший обозначение Saaski I, был готов в марте 1928 года. Вскоре он прошел гражданскую сертификацию и получил номер K-SASA, а в июне его приобрели ВВС Финляндии. Вслед за опытной версией самолета конструкторы разработали улучшенный вариант самолета, получивший обозначение Saaski II. Первоначально было построено четыре экземпляра для гражданских заказчиков, а затем серию из 10 самолетов заказали военные. Последний из заказанных самолетов был поставлен в FAF в 1930 году. Хорошие отзывы о самолета побудили ВВС заказать в этом же году еще одну серию из 32 самолетов. Последние 22 самолета (рег.номера SA-127 - SA-148) получили новые крылья большего размаха. Эти самолеты имели обозначение Saaski IIA. В финских ВВС самолет использовался как учебно-тренировочный, связной и для аэрофотосъемки. Часть самолетов были оборудованы поплавками и переданы в Береговую охрану." 21
самолетами BLACKBURN T.5 RIPON (на фото на заднем плане),
8
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Финское правительство заказало Blackburn Aeroplane постройку специализированной версии для ВВС Финляндии. Так появилась последняя модификация самолета - T.5D Ripon Mk. IIF (F-Finland) со звездообразным двигателем Bristol Jupiter VIII мощностью 530 л.с. и сменным колесно/поплавковым шасси. В сентябре 1929 года единственный образец самолета (RI-121) был передан ВВС Финляндии. После успешных испытаний, на заводе Valton в Тампере было организовано серийное производство самолетов. До конца 1934 года было выпущено 25 машин. Все выпущенные самолеты имели звездообразные двигатели: Gnome-Rhone Jupiter VI мощностью 480 л.с. (RI-129 - RI-135), Armstrong Siddeley Panther IIA мощностью 535 л. с.(RI-136 - RI-143) и Bristol Pegasus IIM3 мощностью 580 л.с. (RI-150 - RI-159). Эти самолеты нашли свое применение и в Северной войне с СССР и да же до самого окончания Второй Мировой.20
IVL A22 Hansas.
24
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
Самолёт Hansa-Brandenburg W.33 был разработан в 1916 году Эрнестом Хейнкель в компании Hansa-Brandenburg. В 1921 году Финляндия приобрела лицензию на производство для W.33 (он стал называться A.22). В общей сложности было собрано 120 самолетов. В Финских ВВС использовался в морской службе до 1936 года. 6
Спорным представляется утверждение авторов описаний, к фотографиям самолёта 14
8
Нажимте на картинку, чтобы увеличить
" Фото T.8. На заднем плане самолет Blackburn Ripon на поплавках (бортовой номер RI-136). На переднем плане гидросамолет, чей хвост виден справа на предыдущем снимке Т.7 - гидросамолет-разведчик марки HE-1 HEINKEL (Германия). Это панорама и снимок сделан из за укрытия."
На самом деле на фото биплан со звездообразным двигателем воздушного охлаждения, тогда как HE-1 HEINKEL - моноплан (низкоплан) с рядным двигателем водяного охлаждения22. Возможно HE-1 HEINKEL и бывал на Туркинсаари, но на описываемой фотографии его нет. Действительно, на вооружении финских ВВС состоял Хенкелевский самолёт А22, предшественник НЕ1 и, вероятно, в связи с этим произошла ошибка при определении марки самолёта.
Нечёткость оперативных планов ВВС, их оторванность от реальных технических возможностей, удаленность от Выборга, привели к пониманию нецелесообразности использования аэродрома боевой гидроавиации на Туркинсаари. Для себя заношу этот факт в копилку основных доводов, подтверждающих серьёзное инженерно-техническое оснащение Николаевского острова, и, возможно, именно этим предопределившее размещение на нём базы финской гидроавиации. Если бы, как утверждают многие нынешние "историки", база строилась с "нуля", размещать её столь далеко от Выборга было тогда стратегически преступно.
Но вернёмся в фактической истории. Переброска на Туркинсаари 14-й эскадрильи и попытка дооснастить самолетами (фокерами) коренным образом ситуацию не выправила, уже к 1938 году база окончательно расформировывается, с переносом самолётного парка в Суур-Merijoki. Какое-то время на острове ещё сохраняется один авиаотряд сухопутной разведки.
Вскоре остров остаётся закрытой военной зоной, со своим госпиталем, магазином, столовой и спортивным кортом, став, по сути, удачным сезонным прибежищем финских парусных судов.
C любителями "крылышек" этого исторического периода могу поделиться ссылкой на найденный фильм "Meidдn poikamme ilmassa~me maassa. Vеra gossar i luften~vi pе jorden" , разумеется, достаточно пропагандистский, учитывайте это при просмотре.
В результате операции по освобождению островов Ravansaari, Turkinsaari и Neulasaari в ходе окончания Зимней войны к 9 марта 1940 года на острове не осталось ни одного целого здания или дерева. 17
16
"Взятие острова Туркинсаари имело большое стратегическое значение" - он прикрывал дорогу через Подберезье, по которой снабжался соседний укрепрайон.
16
С ходом боёв, мужеством воинов и тактическими находках лучше знакомиться в первоисточниках: широко известны воспоминаниях советских участников событий18, с финской стороны нашла только любопытный архив фотографий этого периода. 16
Больше укрепрайон на острове не восстанавливался.
Довольно долго эта часть территории была ограничена для посещений погранзоной. Из видимых на острове изменений - установка упомянутой пограничной вышки и узкого железного моста, пресёкшего автомобильный доступ к Туркинсаари.
Видимо, именно ограничение посещаемости сказалось на сохранности остатков сооружений. Несмотря на близость цивилизации и неплохую дорогу, сейчас, кроме заядлых рыбаков, лишь редкий посетитель забредает сюда и уже далеко не каждый готов ногами обойти все укрепрайоны и наиболее примечательные места. Остров на пенсионе, таком типичном для нашего государства - он остался без заслуженной славы, внимания и заботы.
Николаевский-Туркинсаари-Овчинный: лишь одна маленькая страничка укрепления и обороны Транзундского фарватера - крошечной точки на карте страны. Страшно подумать сколько их, таких, забытых, но одухотворенных славной историей инженерных достижений и воинских побед, свидетелей неразумности правителей и доблести граждан.
Изучение исторических материалов об острове и трактовки их современниками навели на грустные мысли.
Из поколения в поколение мы забываем достижения предков, размениваем информацию об их триумфах и успехах на чопорные улыбки северных соседей, чьё расположение завоёвываем, в надежде на открытую границу к сытным побрякушечно-тряпичным лавкам.
Уважение к себе воспитывается на уважении к заслугам пращуров. Об этом нельзя забывать. Самое страшное, что мы можем сделать для своих детей - уничтожить историю, оставив их с "водкой и медведями".
Недооценивать заслуги предков так же глупо, как переоценивать, заслуги соседей.
3-4 ноября 2013.
лисоглиф Ваша Лиса)
P.S. Посетив Овчинный в конце августа 2014 года, мы с горечью для себя отметили, что количество мусора возросло радикально, так же заметно активизировались "копатели". Вдоль тропинки видны множественные выемки земли.
25
25
Ямы не глубокие, с почвами здесь не богато, на срезах копов хорошо видно, что почти сразу идёт плотный камень, присыпающий мощный скальник.
25
В чём смысл копать на каменном острове с тонким слоем грунта и культурного слоя? Ответа у меня нет, но следов пребывания искателей очень много.
______
1 Выборка исторических справок из: ВЫБОРГ. ФОРТИФИКАЦИЯ Редактор С. А. Абдуллина, ЛР № 065334 от 7 августа 1997 г. Тираж 1000 экз. Заказ 1461Издательство "Европейский Дом" (Публикуется из открытых источников в Интернете).
2 Цитата из мемуаров Кренке, автор Александр Павлов. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
3 Финская карта из отчёта abravo. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
4 Баир Иринчеeв. Туркинсаари. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
5 Боевая минная станция на о.Овчинном (Turkinsaari). (Публикуется из открытых источников в Интернете).
6 IVL A.22. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
7 На теплоходе музыка играла. Фотографии Туркинсаари 09.09.1941(Публикуется из открытых источников в Интернете).
9 Интересный фото альбом личных фотографий "Turkinsaari 1934 - 1935". (Публикуется из открытых источников в Интернете).
10 Военная история островов Выборгского залива. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
11 В. Суси. Книжка. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
12 В. Суси. О гражданской войне и о русских в Финляндии. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
13 Turkinsaari.(Публикуется из открытых источников в Интернете).
14 Terijoki. Зеленогорск Спб: terra Incognita. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
15 Turkinsaari 1927 - 1939(Публикуется из открытых источников в Интернете).
16 Фотоархив SA. Прелюбопытный архив фотографий. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
17 Март 1940. Хронология событий.(Публикуется из открытых источников в Интернете).
18 Захват четырёх островов. Воспоминания участников (Публикуется из открытых источников в Интернете).
19 Finnish Air Force 1918-1968(Публикуется из открытых источников в Интернете).
20 "Уголок неба". Авиационная энциклопедия/(Публикуется из открытых источников в Интернете).
21 "Уголок неба". Авиационная энциклопедия/(Публикуется из открытых источников в Интернете).
22 Хенкель НЕ-1(Публикуется из открытых источников в Интернете).
23 Ангар базы гидроавиации в Сортавале. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
24 IVL A.22. (Публикуется из открытых источников в Интернете).
25 Добавлен личный фотоматериал от 19-23 августа 2014 г.
Подвал лисьей норы
 Лисьи байки
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи тропы:


"Даже если прошло и не стало, всё осталось со мной..." ". Ладога, август 2018.


"Поездка, которой не должно было быть". Август 2017. Началась публикация.
Видлица - Онега - Чупа - Большой Кариквайвишь - п-в Средний - Териберка - Петрозаводск.

"Мезень- это важно". июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье- Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.

"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015. Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур-> Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома, Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).

"За спичками." Май 2015. Свирь, Онега, Ладога.

"Искалеченный Зверев." Сентябрь 2014. 4-я Северная батарея, Форт "Зверев".

"Биармия ждёт." Август 2014. Карелия (Онега, Чупа), Кольский (Рыбачий, Средний, Хибины, Терское побережье) . Опубликованы 6-7 части.

"Грустилка первого рода, или "держаться больше нет сил"!" Июль 2014. "Подводные камни" Финского залива.

"Странствия кота на байдарке, или философия Сократа в действии". Июнь 2014. По Ладоге на "Ладоге".

"Фудзияма - не яма - гора, над священной и быстрой рекой... (c) " Древние Псковские городища. Май 2014.

"Полногрудой Балтики ветру не увязнуть в моих волосах". Ленинградская область. Открытие сезона. Апрель 2014. Окаменелости, кварцевые жеоды.

"Чертовы следки - Онежские писаницы." (Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)-2011. 2014.

"Кусочек рая для отравленных душ." Любовь моя - Ладога. Ностальгичное.

Зимний Плав, или куда ведут Маресьевские тропы. Новгородская область, Валдай, январь 2014.

Турецкий берег в проливе Транзунда, или семь жизней Овчинного острова. Прогулки в Подберезье. Карельский перешеек, ноябрь 2013. Добавлен фотоматериал августа 2014.

Большой квест "Хожение за три "моря"". Война и камни - Карелия-Кольский, август 2013.

Путешествие кота на улицу Лизюкова, или в гости без приглашения. Воронежский Стоунхендж. май 2013.

Объект 200, или туда, где дремлет Поезд-Призрак. Ленинградская область. 2006-2013.

Легендарными дорогами на легендарном автомобиле, или дорожные впечатления от путешествия на родину бронзовых шкворней. Питер-Урал-Алтай 2012.