Путешествие кота на улицу Лизюкова,
или в гости без приглашения
Как-то, блуждая в дебрях интернета, я узнала о раскопанных в 57 году в Воронежской области скифских городищах и древнем лабиринте в Мостищах, и потеряла сон.
"На Мостищенском городище лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер. Если отсчет вести с внешних границ кладки, то размеры ее будут такими: 26 х 38м. Эллипс вытянут по линии северо-восток - юго-запад. Позднее он был в значительной степени разрушен, когда племена скифского времени стали использовать место расположения лабиринта и его камни для своих строительных нужд. Но тем не менее основные формы каменного лабиринта улавливаются".1
Было понятно, что мы туда поедем, но когда? Лето отметалось сразу - жара на нас действует разлагающе, май же, с его большими выходными как раз располагал к открытию сезона в южном направлении. Из майских отчётов стало ясно, что на 9-е туда доезжала пятёрка на цепях, но у меня же УАЗик, значит всяко проедем! Сказано - сделано и первого, с утра, переобув новые кольёсья (Красному подарены Купера ST), встаём на тропу Киевского шоссе. Абсолютно недвижимая пробка в районе Рождествено заставляет развернуться и огородами просачиваться на М10, серьёзно перекраивая маршрут - одаривая нас весенними новгородским пейзажами: Старая Русса, заливные луга Ильменя, неторопливая Ловать, Великолукские аисты…
Каждый день поездки нас приближал к лету. Северные жители изголодавшиеся по зелени, мы упивались этими красками, наполняясь их сочностью.
На полях заметно подрастала трава, хотя деревья ещё оставались в кружеве молодеющих листьев.
В Смоленске на переезде ко мне подскочил юноша из стоящей позади нивы: "Вы к нам на гонки? Езжайте за мной ещё успеете!" Оказалось, что до старта "Смоленского Семигорья 2013" оставалось двадцать минут. Переезд открыли, а времени узнать точный адрес не оставалось, на первом же повороте мы разъехались, навигатор волок в другую сторону, а пока разворачивалась, потеряла ребят из вида. Не судьба! И мы продолжили путь в направлении Брянска…
В какой-то момент очень захотелось парного молока, но по дороге, как на зло, ни одной вывески, хотя следы содержания скотины присутствуют почти в каждом проезжаемом посёлке. Останавливаемся наобум у магазина в районе Рославля - может, подскажут. Желание я сформулировала четко, и мир позаботился обо мне, аккурат напротив жила молодая колоритная барышня, державшая корову. За 70 рублей мы получили 3 литра вкуснейшего молока, банку на бонус и вкусную колодезную воду в канистры. Литр молока улетучился сразу, остальное, болталось у нас в багажнике до вечера, когда, сунув нос в банку, я расстроилась, увидев свернувшиеся хлопья. Однако, молоко не скисло, просто сливки сбились в лёгкое вкуснейшее масло. Его хватило на два бутерброда и облизаться коту.
Привыкание к новой резине сопровождалось по вечерам непривычной усталостью рук, машину всё время норовило выкинуть на колее, как-будто вместо колёс были мячи. Списав это на эффект новой резины ( а на что ещё, если контроль за качеством шиномонтажа осуществлял САМ муж), сдалась на третий день к вечеру, пустив его порулить. Со словами происходит какая-то "фигня" мы заехали на ближайшую заправку - шиньщики переусердствовали, набив в колёса 2.6, вместо заказанных не больше 2. Во-во! Вот и доверяй после этого мужу! Может ещё и клубничного запаха насыпали?))) В дальнейшем колёса доставляли только радость.
Воронеж объезжаем красивыми регионалками,
осыпанными по обочинам километрами цветущего жасмина.
Очень соскучились по стоянке с водой, поэтому торопимся до темна найти место на Дону в районе Костёнок. Изучив на местности несколько возможных съездов, начинаем вспоминать прошлогодние поиски стоянки по над Волгой: всё либо застроено, либо нет дорог. Над Доном великолепные видовухи
и километры многоярусного жилья. Места благодатные и частными территориями заняты все возможные съезды. В процессе поиска узнаём у местных информацию, которая в тот момент для меня содержала простой набор букв и цифр, лишь позднее материализовавшийся в не счищающийся с берц, колёс и лопаты жирный чернозём: что в этом году Дон разливался на 6 метров (при максимально зафиксированном разливе в 11 метров), что вода ещё не везде ушла и что к реке они пока не ходят.
Подключив полный и низы проверяем дорожку на заливной луг, где недавно сеяли картошку, но разворачиваемся, понимая, что мы то проедем, а людям потом здесь жить… Низом прокатываемся через все Костёнки и ещё какие -то исторически сложившиеся поселки, которые не рисует Навител. Дома лепятся друг к дружке, видно, что земля здесь очень ценна. Посерпантинив по узеньким улочкам с кое-где сохранившимися плетёными сараями и мазанками под соломой, находим лазейку к реке. Довольно сухо, вода близко, встаём.
Ночной Дон накрыл туманом, а утро пением ошалевших соловьёв. Проснувшись на рассвете, вспоминаю про удочку и, как честный рыбак, иду любоваться восходом.
Солнце медленно наплывает, не спеша очерчивая контуры удалённых берегов.
Запахи, звуки… в таких местах ломаются стереотипы и начинаешь понимать, что "выпь" это не только призыв алкоголика:), слышимый в детстве из соседского угла нашей питерской коммуналки, а от соловьиных трелей может случиться головная боль.
Кот наслаждается теплом и охотой на просыпающихся лягушек и вездесущих ящериц, предусмотрительно не отходя от машины...
... его друг не дремлет - за котиком прилетели.
Здороваюсь с проходящим мимо дедом, проверяющим сети. Вода ещё высокая и мутная, рыба не идёт. Рассказывает, что рыбачат с опаской - нельзя, чем жить, если пенсия копеечная, а донская рыба всегда кормила, что ж им теперь "быть у реки и не напиться"?
Собираем лагерь, и выдвигаемся в костёнкинский музей. Чтобы не беспокоить жителей, решаем объехать населённые пункты. Навител прокладывает маршрут: прямо через Дон до Нововоронежского моста оттуда до Костёнок. Возникает мысль утопить его тут же, не моча колёса, о не сделанном жалеем неоднократно. Ещё раз отдаёмся ему на веру, в Костёнках, забив координаты "музея", указанные в Вики, этот стервец вывел нас к вкусному заколеенному на подъёме тупику, наверное, единственному месту в Костёнках, где можно было помесить чернозём. Мой нырок к муфтам вызвал приступ истерического хохота - колесо напоминало комок грязи с дырочкой посередине для руки. Пришлось потом долго извиняться перед музейными работниками за оставляемые на светлых мраморных полах следы от берц.
Музей несколько расстроил, не экспозицией - общее представление о ней уже было, да и с великолепными Герасимовскими трудами знакомы давно, а пожалуй, антимузейным духом, который начал витать ныне в музейных рядах. С одной стороны консервативная и узкая трактовка археологического материала, с другой скоропалительные выводы, на основе минимума данных. Позабавила очень старательная экскурсоводиха, по всему бывшая отличница, которая однажды вызубрив текст экскурсии, повторяет его с методичностью и артистичностью магнитофона. Милая барышня никак не ожидала от двух мятых палаточных туристов в грязных берцах достаточно квалифицированных вопросов по существу экспозиции, особенно её расстроила необходимость отвечать на вопросы, относительно расплывчатости датировок по радиоуглеродному методу и прочей стратиграфии, ведь эти ответы опровергали часть ею же продекларированных тезисов. Абсолютно полярное впечатление произвели смотрительницы, которые не дрогнув, взмахнули шваброй, и убрали, насыпавшийся на идеально чистый пол только что открытого после зимней спячки музея, чернозём с наших берцов . Бабульки ещё помнят тех чумазых археологов, которые ползали по раскопам, видимо наш внешний облик вызвал у них ностальгические воспоминания.
В общем, нормальный такой музей, развлекательный, как говорит Задорнов, для дебилов - много макетов мамонтов и эффектных реконструкций образа жизни, которые подаются, как "точно установленные". После большинства тезисов экскурсовода хотелось добавлять "как мы об этом думаем"… В результате чего, реальная познавательная ценность, стараниями организаторов от музейного дела начинает стремиться к нулю. Но музей однозначно полезен, он очень наглядно помогает осознать, почему эти места так давно приглянулись сапиенсам.
Несомненная удача музееведов советских лет в том, что "Костёнки" организованы на месте одной из раскопанных стоянок, что позволило сохранить аутентичность.
После Костёнок, принимаем решение доехать до максимально удаленной точки маршрута - водяной мельницы в Колодежном. Это юг Воронежской, становится заметно теплее. Заправщица на АГЗС, увидев кота, вывалившегося из машины в пыль , рассказывает о 35 градусах на термометре. Верится безоговорочно.
Колодежное очень милый посёлок, ещё сохранивший национальный колорит.
Каждый год после разлива Дона мельницу приводят в порядок, но видимо мы поторопились приехать - везде очень грязно, в мельничном домике устроено отхожее место, не смотря на наличие специального домика для этих целей.
Для сохранности деревянного колёса ручей отвели в сторону.
Наверху, на взгорке сохранились дом мельника и хозпосторойки.
Легкая доступность посещения места сделала его очень грязным, а предпраздничный день местных отдыхающих - навязчиво-алкогольными. Зато в ключе вкуснейшая вода, запасы которой пополняем, отбиваясь от первых оголодавших комаров. С питьевой водой в Воронежской напряжённо, в часть населённых пунктов её привозят, большая часть колонок стоит пустая, к тем, что с водой надо относиться с осторожностью, если нет возможности узнать у местных, является ли она питьевой. Кот тоже быстро возвращается в машину, после разведения кота на один Дон он с беспокойством воспринимает шум воды.
Обратные 120 км по такой же жаре даются коту нелегко, оканчиваясь "игрой в огнетушитель" и обильным поливанием водой. Поездку в Дивногорье откладываем на попозже. Неотвязно мучает желание встать у воды подальше от людей, поэтому в восемь вечера проезжаем Девицу и начинаем искать дорогу к Мостищенскому лабиринту. В районе хутора Мостище (по некоторым источникам Мастище) раскопали несколько городищ и лабиринт. Все они расположены на меловых мысах.
"Если подняться на средний, из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама - долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров. Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях".2
К лабиринту можно добраться двумя путями: по полям через Коротояк и по старицам и мосту через Потудань от Девицы. Уже познакомившись с состоянием полей, мы решаем не искушать судьбу и вечером 3 мая попробовать проехать по старицам. Сразу за околицей Девицы дорога заплыла водой, перемежаясь редкими относительно сухими участками. Вода покрывала траву равномерно - сантиметров на десять, можно спокойно ехать, но каждые пятьдесять-сто метров луг пересекали старицы, в русле которых было значительно глубже.
Встретили группу велосипедистов, триаливших с противоположной стороны меловых холмов Потудани, из Коротояка. Они живописали ужасы дороги, которой нет, болота, в котором они чуть не утонули и из-за которого вынуждены были перетаскивать велосипеды лесом, но не имели представления о находящемся там лабиринте. Следует отметить, что сам лабиринт, равно как и городища увидеть нельзя. Археологам пришлось всё засыпать, местные растаскивали элементы артефактов на строительство. Я очень хотела просто постоять на этих местах, возможно что-то ощутить… а возможно, порисовать - ведь месяцем раньше, неожиданно для себя купила краски, кисти и окунулась в живопись, посему на борту был полный комплект начинающего художника и не менее полное отсутствие опыта работы на пленере.
Распрощавшись с велотуристами и помахав рукой подслушивающему аисту, двинулись дальше.
Приходилось всё время оценивать масштаб бедствий ногами, прокладывая тропу по лугу, то, что называлось дорогой, залито водой всерьёз. В какой-то момент я возрадовалась, узрев знакомые по отчёту3 колокольчики, но вскоре уже пришлось двигаться строго за штурманом - пересекаемые старицы заметно углубились, последняя проезжалась на низах. Вырулив к большому дереву, выскакиваю, чтобы осмотреться самой.
Впереди что-то напоминающее пруд, а не луг, а за ним, всего через полтора километра по азимуту, на меловом мысу лабиринт. Моя шустролапость заметно повысилась и я бегу оценивать масштаб бедствий: по колено, по колено, если левее за дерево опять по колено - дальше маленькая проталина травы, там и осмотримся, когда доедем, решаю я, и со словами "ехать можно", хлюпаю берцами к машине. Кот и штурман подозрительно качают головой. Прикидываем расстояние до ближайших не расселённых населённых пунктов и понимаем, что за трактором, ЕСЛИ ЧТО, придётся возвращаться в Девицу.
Знали бы вы, скольких трудов мне стоило убедить себя вернуться! Только теперь я всерьёз осознала серьёзность цоканья языка при рассказах местных о высокой воде - разлившийся больше обычного Дон сыграл с нами, людьми, живущими на неразливающейся реке, злую шутку. К 9 мая вода наверняка уйдёт, но сейчас... прощай лабиринт... Прыгаем в машину, разворачиваюсь и, видимо от усталости в мотании целый день по жаре, совершаю вторую ошибку, со словами: "наверное, не надо ехать по своим следам - там дёрн сорван", еду именно по ним - ведь штурман сидит в машине, а без него, в сумерках, глубины стариц не понятны и освещены примерно так:
А первая - в том, что не стравили колёса... н-да, ведь могли бы заехать и поглубже, штурман позже померял высоту водички за тем деревцем - по развилку, хе-хе…
Сорванная по дороге туда подушка дёрна оголила жирный чернозём, а глубокая старица разбавила его до кашеобразного состояния. Мне не пришлось даже ёрзать, засосало почти сразу, в старице, которую последней проходила на низах.
Хайджек подозрительно быстро ушел в направлении Австралии, вытащить его, даже в раскачку не удавалось. Откапывание, подкладывание веток и подобий брёвен, ни к чему не привело - машину нечем было поднимать и её продолжало подсасывать. В лебёдке на Красном мне отказано со словами "ибо нех, иначе думать разучишься", а аварийный тросопротягиватель заказан, но застрял где-то на границах. Как обычно, стремительно темнело. Ближайшая кочка была назначена сухой, на ней разбита палатка и сварен чай. Обилие воды и теплая погода располагали к бесконечному лягушачьему концерту, их там были биллионы! Кот в ужасе от лягушачьих трелей отказался выходить из машины и был сразу перенесен в палатку.
Козодой, с которым у нас давние счёты ещё по реке Капше, всю ночь не преставая, орал из соседнего куста. К утру, замолчав на минуту, после моего радостного возгласа "неужели, наконец, охрип, сукин кот!?" он со вздохом сипло продолжил. Надо сказать, спать под лягушек и соловьёв несколько приятнее, чем под козодоя, но боги явно были к нам благосклонны - ещё не было комаров. НИ ОДНОГО! Ночью вокруг нас разбили несколько палаток какие-то кочевники, они шумно готовили еду и я, выйдя посмотреть на происходящее, разговорилась с интересной шатенкой с распущенными волосами. Оказалось, что мы встали на торговом пути, но никому не мешаем - здесь часто ночуют разные люди.
Утро накрыло сипением козодоя и пустотой вокруг. Кочевники мне приснились, но козодоя увижу - убью!)))
И ведь что характерно, всё случилось, как хотела - подальше от людей и рядом с водой.
Ещё вечером, через друзей, на дружественном форуме оставили сообщение о возможно понадобящейся помощи. Откликнувшиеся воронежцы готовы были оказать её ночью, но мы ещё надеялись справиться своими силами. Утром штурман ушёл за трактором. А я… прибрала и помыла внутри машину, благо воды вокруг полно, а потом вспомнила, что с собой есть холст, этюдник, краски и, что я ещё никогда не писала с натуры - ну, не возвращать же холст, девственно чистым домой? И встала писать. Что? Да, что было перед носом, то и писала - выбирать-то не приходилось.))) Мне удалось закончить большую часть этюда, когда позвонил муж, с известием, что тракторы в деревне есть, но они все на GPS и без разрешения председателя (уехавшего на Пасху в город) не выезжают. Правда, откликнувшиеся воронежцы, предполагавшие подобное развитие событий и зная место нашей рассидки, как "известный в узких кругах затон", были уже на подходе. Ребята быстро выдернули нас,
но расселись сами, совершив ту же ошибку пилотирования, что и я.
Дальше, мальчики поиграли двумя хайджеками, сандтраками, лебёдкой и плугом в вытаскивание дефендера, а я тихонько стравив колёса до 1.1, выехала дальше сама. Чай-кофе, разговоры, наша благодарность angel---33 и его милой жене))) и мы располагаемся на маленьком озерце, чтобы отмыться и отстираться.
Кот быстро наструмышился крупноразмерной особью.
Подъём, на следующий день, благодаря ему же случился ранний и быстрый (спросонья, я втащила его в палатку раньше, чем он успел оросить росу, результат - экстренная стирка-сушка и полный запрет на обитание кота в палатке).
Зато в Дивногорье,
называющемся по имени расположенных там меловых столбов-останцов - "див"
мы были первым, а в связи с выходными практически единственными посетителями. Нас пропустили вопреки запрету на не организованные экскурсии. Мы гуляли по этому великолепному музею-заповеднику в полном одиночестве: птицы, насекомые, сцинки
и гадючьи шнурки
были нашими единственными спутниками на меловых каньонах,
холмах
и косогорах.
Чтобы оценить стратегическую важность места и возникновения на нём Маяцкого городища IX-XI вв.
нужно побывать там самому.
Порадовала толковая реконструкция жилищ аланских племён и городища, которую нам разрешил посмотреть ночующий там же приветливый охранник.
Неожиданно необычно нас занесло в действующий Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь.
Подвезя опаздывавшего на автобус послушника, по настоянию весьма благообразного вида батюшки его провожавшего, доставили его (батюшку) на монастырскую площадь, расположенную в самом низу оврага, куда проезд запрещён из-за сложного подъёма наверх. Возможно поэтому, для нас двоих устроили экскурсию в Храм Сицилийской Иконы Божьей матери и в меловые пещеры Малых Див, но вероятнее, этим ранним послепасхальным утром других желающих осматривать достопримечательности просто не нашлось.
Приятно удивил послушник, торговавший в церковной лавке - он угостил нас в жаркий день бутылочкой продаваемой ими святой воды, а позже, за разговором о покупке иконки для мамы, я получила её в подарок, со словами "Вы и так уже достаточно много пожертвовали". Мы, конечно незадолго до этого положили купюру в специальный ящичек, но признаюсь, она была далека от номинала "достаточно много" и возникло невольное сравнение с Ипатьевским монастырём , не в пользу последнего.
Не могу сказать, что это всерьёз повлияло на наши антиклирикальные настроения, но в очередной раз подтвердило понимание, что среди отправителей культа встречаются удивительные люди, и чем удалённее они от централизованного руководства, тем душевнее и искреннее. Вообще, нахождение на территории этого монастыря оставило неизгладимое впечатление. Храм последний раз перестраивался в 1880-1886г по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге4, светлые купольные своды расширяют пространство, скромное использование золота приятно радует глаз, удивительные иконы, одна из которых, написанная Осторгожским художником Крамским, потрясла неканоническим изображением Христа, всё оставляет ощущение легкости и какой-то особой Чистоты.
Удивительна архитектура пещерного мелового монастыря Малых Див, она абсолютно не свойственна расположенным на Дону катакомбным монастырям, созданным по подобию низкосводчатых катакомб Киево-Печерской лавры. Поразили четырёх и шестиметровые своды церквей, двухметровые - ходов, великолепная акустика, кондиционирование воздуха, происходящее за счёт продуманных каналов вентиляции, постоянный микроклимат, температура которого колеблется в пределах 7-9 градусов. Некоторые источники относят этот тип архитектуры к индусским древним храмам5 наш же экскурсовод упоминал римские. Отдельно хочется отметить раннехристианскую часовню (относящуюся вероятно к периоду до Великой схизмы), с не типичным куполом и столь же не типичными изображениями креста. Она бережно сохраняется, хотя службы в ней не проводят. Во времена советской власти в стенах Успенского монастыря располагался дом отдыха, а потом санаторий, в результате все пещеры исцарапаны надписями типа "здесь был Вася" разных времён. При строительстве железной дороги был произведён взрыв скальных пород, приведший к обрушению части помещений мелового монастыря - их до сих пор опасно посещать, часть спасли произведенные анкерные укрепления. Известно, что разрешение на взрыв государь-император не давал, его произвели, как это часто бывает, "на авось" без согласования. С монастырём связано много исторических легенд. Широко известны подземные ходы к Большим Дивам, но рассказы о проходе под Доном довольно долго не находили материальных подтверждений. Недавно, по словам экскурсовода, оно было найдено в местном архиве - в газетной заметке тридцатых годов прошлого столетия повествуется о разоблачении группы бутлегеров, снабжавших дом отдыха (располагавшийся тогда в стенах монастыря) алкоголем. Преступники долго ускользали, используя именно этот ход. Осталось его обнаружить.)))
При какой власти монастырю был нанесён больший ущерб, сказать сложно, но в меловых пещерах сбиты древнейшие меловые иконы, срублены вырезанные на стенах молитвы, попорчены захоронения.
Я не расставалась с фотоаппаратом, но рука не поднималась там снимать. Всё это, особенно древний меловой монастырь с часовнями разных исторических периодов надо видеть и чувствовать, фотография исказит не только ваше, но и моё восприятие места. Поэтому всё, что я увидела - приныкала в себе, а вам советую туда съездить в нетуристический сезон, чтобы иметь возможность со свечёй в руке остаться один на один с этим местом...
Мы долго ехали в полном молчании, а потом, не сговариваясь, решили отменить посещение Воронежского краеведческого музея, в который успевали приехать лишь под закрытие. Хотелось подольше сохранить что-то очень светлое и чистое, которое мы увезли из Дивногорья. Краеведческий посетим в другой раз, как и музей Крамского в Острогожске. Вот дождёмся приглашения от Минотавра и тогда...
Но в Воронеж заезжать всё же пришлось. Куда же кот без Лизюкова? Протошнив в вечерних пробках, добрались до заветной улицы. Шум города, обилие народа, раскаленный асфальт - счастья всё это коту явно не прибавило.
Легко распрощавшись со знойным Воронежем выезжаем на трассу Дон.
По дороге успеваем узреть в лучах заходящего солнца Дворец Ольденбургских в Рамони.
Изящный, миниатюрный, он наверняка затерялся бы среди новорусских предместий. К 130-летию восстанавливают сад перед замком, поэтому в момент нашего посещения он был на осадном положении.
В планах гостевой заезд в Москву, но через славный город Козельск. Переночевав в районе Ельца и подзаправившись местными прошлогодними грушами (не нижегородские конечно, но тоже хороши) берём направление на Белёв.
Проезжаем такое количество живописных полей, усадеб, великолепных храмов, что перестаём останавливаться и просто впитываем эмоции, закидывая в копилку впечатлений - пригодится.
У переезда станции "Чернь", не веря глазам, сворачиваем по указателю "Бронепоезд" и попадаем на торжественное мероприятие - встречу поезда с ветеранами, проходящее на станции 5-го мая.
Всё оцеплено милицией, но нас пропускают, несмотря на ёрничный шепоток "американские шпиёны", так нас приложили за пользуемую нами форму потенциальных противников.)))
К бронепоезду штурман летел, как на крыльях,
а увидев вблизи чуть не заплакал... куча ляпов и технических несоответствий:
Бронепоезд формировался более симметрично относительно бронепаровоза.
Контрольные площадки с ремонтно-восстановительным хозяйством путей не только прицеплялись с обеих сторон, но и были нагружены инструментами и материалами для восстановительного ремонта желдорпутей - не так сложно было для аутентичности загрузить кусок рельсы и прочее железо.
Зенитные установки распределялись равномерно по длине бронепоезда, 37 мм в РККА были в дефиците и, поэтому, как правило, зенитное вооружение бронепоездов состояло из нескольких счетверённых установок пулемёта Максима, а отнюдь не из относительно современных зенитных орудий, расположенных на открытых (!) площадках.
Хотелось бы знать куда направлены дула макетов артиллерийских орудий (не то 57мм ЗИС-2, не то 76мм ЗИС-3, но судя по длине ствола изображали ЗИС-2) , предназначенных для борьбы с пехотой и танками противника, и как из них можно произвести выстрел по настильной траектории.
Броневагон с макетами танковых башен тоже вызвал истерических смех, т.к танковые башни не соответствуют ни одному серийно-производящемуся танку, а так же АБТУ РККА первый раз разрешило установку дульного тормоза на танк ИС-2 со 122 мм орудием только в 1944 году, поэтому с исторической точки зрения их здесь быть не может.
Не меньше вопросов вызвали приваренные к стенкам вагона макеты рылец пулемётов имени Хайрама Максима.
Направляющие РСов тоже почему-то смотрят в небо и подозрительно коротки.
Судя по тому, как умельцы изваяли макет броневагона, перевести их в боевое положение, а тем более произвести пуск, без ущерба для расчётов орудий и корпуса броневагона практически невозможно.
Удивило, почему РЖДшники не удосужились заглянуть в свой архив, а строили данное сооружение, ориентируясь на какие-то собственные представления о том, как должен выглядеть бронепоезд. В общем, знатокам военной техники, чтобы не портить впечатление, на такие произведения лучше смотреть издали. Ну неужели консультации историков обошлись бы РЖД неподъёмно, тем более, что железнодорожный музей при институте инженеров железнодорожного транспорта тоже входит в структуру РЖД?
Зато абсолютно не вызвал нареканий бронепаровоз, похоже его действительно окопали где-нибудь на складе лома РЖД и привели в чувство. Броневагоны на фоне настоящего бронепаровоза резали глаз "частотой" клепки бронелистов с бутафорскими приварными заклёпками, даже если представить, что клепка настоящая, удар какого снаряда выдержит так приклёпанный лист?
Несмотря на то, что сооружение вышло из под пера эффективных менеджеров, а не историков и инженеров, следует признать, что такой памятник, не как техническое средство, а как образ отображает действительные события и несомненно необходим для того, чтобы молодежь хотя бы чуть-чуть задумывалась о том, что грамотное применение бронепоездов дало значительный эффект на начальном этапе войны.
Но все эти технические несоответствия никак не умоляют героических заслуг бойцов бригад бронепоездов.
Обсуждаем увиденное и опять в дорогу: места столь хороши и живописны, погода великолепна, радует всё, даже памятник хайджеку и неизвестному джиперу:-)))
В Тульской, после большого военного городка с классической приветственной перетяжкой, попадаем на военную дорогу, явно знававшую не только колёса. Она выложена плитами, с которых не срезались транспортировочные кронштейны. А зачем? Танкам то не мешает? Надо признать, что карельские региональные гати помягче будут...
Проезжаем чудный город Белёв, расположенный на холмах по левую сторону Оки. Примечательно, что впервые он упоминается в той же летописи, что и Москва за 1147 год. Город славен опричной историей и тем, что уже в XVII веке в нём проведён водопровод с деревянными трубами,6 (а в Новгороде и того ранее в XI- XII вв., напомню, что в городах Европы водопровод и канализация появляются со второй половины XIX века).
А вот и граница Тульской губернии, скоро Козельск.
Помимо того, что город, по упоминаниям в летописях на год старше Москвы, школьники знающие историю, на Козельск реагируют сразу - "Злой город". Это тот самый город, который в 1238 году перерезал ханских послов, отказался сдаваться и семь недель оказывал сопротивление многочисленной армии Батыя. Считается, что население города тогда не превышало семиста человек.7 Город был сожжён дотла.
Гумилёв Л.Н. считал, что Козельск в числе Владимира и Торжка, пострадал столь жестоко за события, развернувшиеся за пятнадцать лет до этого во время битвы при Калке, когда: "князь черниговский и козельский Мстислав был участником убийства монгольских послов. И хотя Мстислав к тому времени уже умер, монголы, руководствуясь понятием коллективной ответственности, стремились отомстить "злому" городу за поступок его князя. Конечно, с точки зрения современных людей, поведение степняков может казаться неоправданно жестоким. Но не будем забывать, что они точно так же следовали своим представлениям, как мы следуем своим. По мнению монголов, все подданные князя разделяли с ним равную ответственность за злодеяние уже потому, что соглашались иметь его своим князем. Вероятно, причины жестокой расправы с Козельском были хорошо понятны современникам: монголы осаждали Козельск семь недель, и никто из русских не пришел на помощь этому городу." 8
Однако ни одна из версий событий не умаляет доблести защитников города. При такой насыщенной военной истории, город очень спокоен и тих, жизнь размеренна и нетороплива. Отдаляясь от каменного двух этажного центра попадаем в заповедный уголок, с домиками и сохранившимися классическими заборами с воротинами.
Красивейшие панорамы с холмов на Жиздру и комплекс «Оптиной пустыни».
Прокатившись с обзоркой по городу ищём красивую стоянку на Жиздре. Исторически окрестности Козельска были средоточением крупнеших засечных лесов - системой охраны приграничных территорий, посещать которые, для вырубки, охоты и гриболовста было строжайше запрещено. Благодаря этому здешние леса сохранили заповедность, здесь встречаются такие уникальные эндемики, как светящийся мох.
Стоянку находим рядом с нацпарком. Места красивейшие, берега ещё вязки от недавно ушедшей воды, на глине полно следов зверья, тут и лиса, и бобёр, и мелкий грызун. Птицы прямо над нами устраивают сколку - кружат и с любопытством развешиваются по веткам. Чем мы им не угодили - не понимаю.
Живописность древней спокойной реки захватывает
и я, согласовывая ужин на попозже, достаю из загашников ещё один холст. Набрасываю этюд, пока пальцы не начинают коченеть - заходящее солнце уносит с собой короткое майское тепло. Ужинаем под прицельным взглядом пернатых, столпившихся в деревьях над нами, предложенный хлеб они игнорируют - слишком сторожкие. С подозрением ловим низкочастотные звуки самолётов, но самих самолётов не видно. Ерунда какая-то... прилетает в лоб.
И тут понеслось! Все, ВСЕ!!! майские жуки округи устроили лёт к Жиздре! Это продолжалось минут двадцать, нарастающий, непрекращающийся гул и шмякание о препятствия. Хотелось спрятаться - они не разбирали дороги, просто летели к веткам дерева, под которым мы стояли и в которых прятались птицы. Так вот в чём дело! У птиц был заказан ужин, а мы случайно оказались на территории ресторана.
Утро выдалась солнечным, но не рыбным. Накопанные червяки отчаянно метались в ещё слишком холодной воде, пойманная единственная плотва, не вызвав интереса у кота, была отпущена на волю. Уезжать не хотелось, но нас ждут в за\под Москве...
На калужской трассе прикупаем молоко в бонусную банку. Близость столицы диктует цену - 140 рублей. Хозяин жалуется, что корова отказывается давать молоко на сене - чует траву и требует воли, а заливные луга ещё в воде, отпускать животину нельзя - переломает ноги. С понимание киваем, теперь про заливные луга я знаю не понаслышке...
Проскакиваем Калугу и прикидываем дорогу к Павловскому Посаду - штурман хочет познакомить меня с - древним городом и магазином замечательных платков.
Дорога понятна, ближе третьего кольца восьмого мая к Москве приближаться не стоит и я спокойно даю точку навителу - с этим то он справится... И чем, спрашивается, мы прогневили богов? Может надо было сделать рыбке искусственное дыхание, прежде, чем отпускать её в реку? Попав в пробку в районе Климовска я упустила из вида изменившийся масштаб карты с пересчитанным тут же маршрутом и осознала надвигающуюся беду уже на подъезде к Москве. А дальше два часа на кольце и три на выезде в Балашихе, где в медленных передвижениях "щёлкаю клювом" по сторонам и сваливаюсь под руль от смеха, вспомнив анекдот, почему орут урезанные коты : "Всё всегда под рукой!!!",
Это они про водителей, или это я такая испорченная?)))
В Павловский Посад попадаем разморённые солнцем уже под закрытие магазина. Разминая ноги, изучаю ассортимент. Я не ношу платков, но эти захотелось иметь все. Они великолепны! И те, что выполнены по традиционным эскизам, и с рисунками в новых техниках. Решаем одарить всю женскую часть нашего семейства платками на память, а заодно прикупаем подарок нашим московским новосёлам - классическую льняную скатерть в новый дом, которая эээ... оказалась несколько маловата, для разрастающегося семейства.
С печалью осознаю, что подобные П.Посаду древнерусские города являются уходящими объектами.
Ещё в начале 90-х балашинская трасса была утыкана деревянными домикам классической архитектуры, с "крылечком" под коньком.
П.Посад пока "держится", но любителям деревянного зодчества стоит поторопиться, в городе, по словам мужа, за последние десять лет наметилось много утрат.
Под очарованием увиденного, незаметно проташнивается дорога к КАДу и по нему.
Инспекция тётушки Лисы, проведённая в домике трёх медведей и их младшего братца Тора
выявила явную нехватку Машеньки - мужской шовинизм пора искоренять уравниванием. Как бы острожненько намекнуть об этом хозяевам?)))
Удираем из Москвы через Волоколамку, ибо ближайшая к нам Ленинградка стоит колом. Сколько зарекалась, но теперь уж точно - больше в Москву ни ногой! Однозначно, когда люди гневят богов, те допускают возникновение мегаполисов!
Возвращаться домой ещё не хочется и мы заруливаем в теплую компанию, проводящую выходные в родовом гнезде в Тверской глуши.
Держим путь в Спас-Забережье Максатихинского района, проезд к которому возможен только с правой стороны древней Мологи. Приятно удивлены толковой новостройной церковью в Зараменье
и добротными домами, рассчитанными на большие семьи. Огромные брёвна срубов великолепно сохранились.
Деревенька тиха и спокойна, как окаймляющая её река.
Заваливаемся спать на чердаке добротного столетнего дома: сухо, тепло и удивительная смесь запахов: старого сена, поленницы, топившейся печки...
Ещё ввечеру навещаем местную достопримечательность - Кочкинский камень следовик, дорога к нему уже подсохла и позволяет перемещаться без применения шноркеля, но фильтр воздушный я всё же подмочила, лужи губоки, на обратном пути пару раз пришлось останавливаться - Красный пытался глохнуть, жалуясь на залитую катушку зажигания.
Камень пытаются сделать православной святыней (вокруг настроены кресты, висят лампадки с иконами), но история появления следовика значительно древнее самых первых упоминаний о христианстве. В сумерках прикасаюсь ладошкой к одному из следов. Камень плачет - мох сырой.
Конечно, вечерняя сырость уже наплывала на лес, но слезы у него не от этого...
В утро возвращения, только отъехав от дома раздаётся жизнерадостное "хрусть" - вот так и рвут полуоси на твёрдом грунте... и я становлюсь водителем переднеприводной машины, посему (учитывая самоблок в передке) возвращаюсь в Питер погрохатывая шестернями со скоростью не выше 70 км\ч и поворотливостью коровы.
Вот и заканчивается отпуск... Как говорил наволочинский кот Егор, отпуск, "как мороженое. Купишь порцию и думаешь — вот это да! Целая порция! А лизнешь раз, лизнешь другой — уже немножко нет. А как дойдешь до по­ловины, чувствуешь — мало осталось. Да и порция уменьшается все быстрей и быстрей. Лижи не лижи, она сама тает. Поэтому уж лучше лизать, хоть и жалко." Мы свой весенний долизали...
Теперь буду ждать приглашения Минотавра. Верю, что оно обязательно случится!)))
май 2013 г.
ЗЫ: За кадром осталось множество малых достопримечательностей и микроприключений, которые безусловно наложили отпечаток на общий дух поездки, и о которых хорошо вспоминать за вечерним чаем, дабы не перегружать отчёт.
Подвал лисьей норы
 Лисьи байки
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи тропы:
"Мезень- это важно". июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье- Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.

"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015. Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур-> Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома, Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).

"За спичками." Май 2015. Свирь, Онега, Ладога.

"Искалеченный Зверев." Сентябрь 2014. 4-я Северная батарея, Форт "Зверев".

"Биармия ждёт." Август 2014. Карелия (Онега, Чупа), Кольский (Рыбачий, Средний, Хибины, Терское побережье) . Опубликованы 6-7 части.

"Грустилка первого рода, или "держаться больше нет сил"!" Июль 2014. "Подводные камни" Финского залива.

"Странствия кота на байдарке, или философия Сократа в действии". Июнь 2014. По Ладоге на "Ладоге".

"Фудзияма - не яма - гора, над священной и быстрой рекой... (c) " Древние Псковские городища. Май 2014.

"Полногрудой Балтики ветру не увязнуть в моих волосах". Ленинградская область. Открытие сезона. Апрель 2014. Окаменелости, кварцевые жеоды.

"Чертовы следки - Онежские писаницы." (Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)-2011. 2014.

"Кусочек рая для отравленных душ." Любовь моя - Ладога. Ностальгичное.

Зимний Плав, или куда ведут Маресьевские тропы. Новгородская область, Валдай, январь 2014.

Турецкий берег в проливе Транзунда, или семь жизней Овчинного острова. Прогулки в Подберезье. Карельский перешеек, ноябрь 2013. Добавлен фотоматериал августа 2014.

Большой квест "Хожение за три "моря"". Война и камни - Карелия-Кольский, август 2013.

Путешествие кота на улицу Лизюкова, или в гости без приглашения. Воронежский Стоунхендж. май 2013.

Объект 200, или туда, где дремлет Поезд-Призрак. Ленинградская область. 2006-2013.

Легендарными дорогами на легендарном автомобиле, или дорожные впечатления от путешествия на родину бронзовых шкворней. Питер-Урал-Алтай 2012.

Яндекс.Метрика