Биармия ждёт.
Часть четвёртая, Кегор - севернее некуда!
Основная дорога Рыбачьего овешкована, по высоте шестов можно догадываться об уровне выпадаемых осадков.
Вся береговая линия бывших финских укреплений изрезана окопами, артиллерийскими позициями и противодесатными заграждениями.
Гуляя от ДОТа к ДОТу случайно замечешь, как легко машина растворяется в сопках. ДОТов по береговой линии
много, хотя и вполне граничное количество, они отлично применены к местности и носят ярко выраженный противодесантных характер.
Все построену по образу первого ДОТа и прикрывают друг друга.
Среди камней полно мордочек грустящих Каа - так причудливо растут лишайники и мхи.
Есть вероятность, что встречающиеся повсеместно ямы в каменном грунте - остатки огневых точек.
На схему Рыбачьего нанесены множественные отметки "Таинственные камни с цифровыми изображениями".
Вопреки нежеланию команды ( на прогулку по сопкам у первого ДОТа меня не отпустили), нахожу один и тщательно исследую его.
Камень очерчен ярко выраженным кругом, возможно, так под его тяжестью продавился грунт.
Прихожу к тому, что без специального исследования говорить об искусственности изображений преждевременно, природа:
ветер, вода и солнце причудливые художники, которым не чужда сатира и розыгрыш.
Изображение, напоминающее слово из трёх букв, наводит на мысли о возможных шутках, стоявших здесь военных.
У дороги натыкаемся на свалку снарядных ящиков,
в одном из которых тщательно приныканы уголь и дрова.
Тут же валяются патронные цинки, военные оставили после себя множественные трофеи.
Чуть дальше на фоне позирующего на скальнике поморника обнаруживаем кабинку, да-да, ту самую, специализированную.
Она, не нарушая классического рисунка, стоит покосившись в яме, призывно распахнув к морю зияющий бездверный вход.
Вокруг полно ещё незрелой красной морошки, решив не портить первого впечателния,
безуспешно ищу жёлтые ягоды.
Ярко голубой цвет моря и жаркое солнце, заставляют сомневаться, что мы на Баренцевом, лишь тундра с неожиданными порывами прохладного
ветра остужает, возвращяя в реальность.
Направляясь к РЛСкам оставляем без внимания по левой стороне заброшенные здания военных.
Рядом озерцо, ставшее местом обиталища гигантской колонии чаек.
Они нагло сидят на дороге, до последнего не освобождая проезд.
В мои планы не входило украшение решётки радиатора
"монтаной", останавливаюсь и шугаю птиц. Склочные чайки базарно взлетают, поднимая на крыло сородичей
и вокруг нас взмётываестя белое облако перьев, гнусно крича и гадя на взлёте.
Набежавшая хмарь освежила дорожные "копытца".
За бетонным заграждением маячат РЛСки, одна из низ подозрительно вращается, а дорога к маяку мимо них. Живо обсуждаем
скорость выпадения волос и прочие возможные радости.
В военной части, обычно законсервированной и пустой, активное шевеление. Учения, проезд закрыт.
Направляемся в объезд через метеостанцию на Вайда губе, кстати, одну из старейших в России - она
была открыта 12 июня 1893 года и ни разу не прекращала работу, даже оказавшись в 1941 году в
зоне боевых действий. Работает на станции пять человек, некоторые виды работ автоматика выполнить не может
(например, когда осадки переходят в снег, автомат не может
посчитать их количество, а информация об объёме снега на побережье нужна для "снеговых" прогнозов
по центральным районам).
На тропинке живописно догнивает брошенная алюминиевая шлюпка.
Чудную лужу с твердым дном, у метеостанции во многих отчётах гордо именуют бродом.
Останавливаюсь, полюбоваться скальником на противоположном берегу, осень уже начала накидывать свои жёлтые мазки.
Облегчённо замечаем, что РЛС-ки встали "на обед", спокойно проезжаем и спускаемся к мысу правее маяка.
Мыс Кегор (впервые так упоминается в дневниках Стивена Боро от 23 мая 1557 года ) -
старинное название Немецкого, вероятно происходит от встречающихся у карел и финнов
"кегора" - пастбище для оленей", Вальдман3 же относит к финскому "кеко" - "куча, копна" и беломорско-поморскому "кекур"
"высокая конусообразная скала". И действительно, вокруг красивейшие хребты, скальники и
прекрасные тундровые поля, но оленеводы давно ушли в центр полуострова, а
оживлённое уже в шестнадцатом веке место торга, ныне, кроме обитателей метеостанции и маяка,
посещается лишь редкими туристами и военными, с участившихся учений.
Мыс Немецкий - самая северная континентальная точка европейской части России.
Вальдман пишет, что при составлении "Карты земного шара 1569 г." Г. Меркатор отметил пунсоном на острове Св.Марии (п-ов Рыбачий) становище Кегор.
Это самое раннее появление становища Кегора на карте (Печенга и Кола на этой карте отсутствуют).
Ещё один любопытный факт связан с Иваном Грозным, который отдав в 1556 году земли Печенгскому
монастырю, торг, будучи мудрым правителем, оставил государственным и его управление (администрирование и фискальные функции)
осуществлялось человеком, назначенным Москвой.
Из ржавой гальки, выгрызенный уступами, вздымается черый камень.
Подзатянутое небо в тон камню отливает в воду сталью.
Довольно быстро над морем образуется светлое пятно и серое сдувает нам за спины, обнажая голубень.
Цвет моментально осваивает воды, отражая каждой капелькой солнце.
Спокойная вода лениво почёсывается об острые зубы скальника,
чтобы с годами избороздить его глубокими складками. Но штиль здесь редкость, мыс открыт всем северным ветрам
и первым в европейской части России знакомится с арктической погодой.
Зачарованные, мы разбредаемся по берегу. Решаю забраться на высокие уступы, но возмущённые чайки решительно охраняют колонию.
Одна, самая отчаянная, сопровождает меня по берегу, воинственно нарезая круги над головой.
В камнях ошмётки крабов и шкурки морских ежей, не ими ли пировали склочные птицы?
Проезд к маяку перекрыт шлагбаумом, сказывается увеличившееся паломничество на Немецкий.
Уважая право людей на покой, оставляем машину у вышки - нам пройтись пешком только в радость. Рядом с поворотом очередная свалка - здесь прятать мусор некуда, а вывозить - дорого
и если железо и дерево гвардейски сгниют, то пластик отравит существование не одному поколению эстетов.
Поднимаемся на дозорную вышку.
Покосившиеся, но пока ещё жизнеспособные лестницы, крепкие стены, выцвевшие надписи на печах:
"Ответственный Колешников", "Ответственный Смолокуров". Где вы? За что отвечаете теперь и отвечаете ли, в стране, так легкомысленно разбрасывающейся
ответственными и ответственностью?
На верхней площадке прекрасный вид на мыс и маяк, если не обращать внимания на мусор у разрушенных строений.
ДОТ на Немецком живописно вырисовывается на фоне противоположного берега Вайда губы. Немецким мыс стал
в относительно современной действительности, всех иноземцев принято было звать немцами,
изначально же его посещали голландцы и норвежцы (жители Фринмаркена).
Вообще, гуляя по этим пустынным берегам и бескрайним сопкам, трудно представить, что четыреста шестьдесят лет назад
здесь можно было увидеть много иностранных судов и крупнейшее торжище.
Сейчас это свалка военного мусора и место паломничества джиперствующих, оставляющих за собой не меньший срач -
загаженность "популярных" стоянок превышает разумные пределы (опустошив привезённые
с собой пластик и стекло, многие брезгуют забирать их с собой на "большую землю").
Одинокие манекены, свидетели былого, выстроившись в ряд отдают честь уходящей эпохе...
Чудный "временный" водопровод, с давно снятой для проезда секцией.
А природа берёт своё, освобожденные от людей территории быстро заселяются зверьём,
в Вайде кипит жизнь - молодняк выводится на нажор, занят каждый уголок.
На фоне этого буйства жизни, пустые глазницы домов и заросшая спортивная площадка выглядят особенно сиротливо.
Вайда - финно-угрский топоним, означающий "менять", Губа была "Меновая". Какое из становищ было более
древним Кегор или Вайда, утверждать не берусь, но жить в последней было не в пример приятнее - закрытая бухта скрывала суда от непогоды.
Останавливаемся у комплекса памятников, здесь их несколько. Признаюсь, "Фёдор Чистяков" не
знакомая мне страничка истории. С судами в этих местах не богато и на чём спасаться терпящим бедствие - выбирать
не приходится. История "Чистякова" явно идёт в разрез с мифом о гуманизме немецких подводников, сложившемся
на воспоминаниях отдельных капитанов.
Тут же мемориал Второй Мировой, с отдельно стоящими памятниками.
Отметились и союзники, не забывающие своих воинов.
Часть пятая, о Портале, блюдцах и водопадах.
Мимо ещё одного ДОТа на побережье, проезжаем к месту, именуемому Портал.
Дорога уводит к разлому в скальнике.
Слева прекрасный вид на Баренцево, на скальнике - кенотаф, память о не вернувшихся с моря.
Справа, между острыми навершиями, на возвышенность вьётся тропинка.
Дорога, накатанным следом ныряет вниз. Останавливаюсь "на всякий случай", как оказывается не зря.
Путь размыт и обрушен, при желании спуститься можно, на подниматься будет сложно, на одной
из образовавшихся ступеней-террас может потянуть в диагоналку, а "цепляться" колесом там не за что.
Место действительно напоминает вход в иные миры, открывающаяся долина
рваным, изодранным хребтом отсекает зелёные пастбища от буйства волн.
Скальники снисходительно нависают над берегом.
Каждый сантиметр здесь - машина времени: породы, спресованные невероятным давлением и сплавленные чудовищными температурами,
поглядывают "одним глазом" на происходящее и ещё большой вопрос, кто кого изучает, мы их, или они бесконечую череду поколений нас...
Место извечного покоя, того, что сопровождает жизнь, без вмешательства человека, пытающегося всё
адаптировать "под себя" и не замечающего, как в этом беге он потерял самое главное - смысл жизни.
Адмиралец, снующий вдоль берега, напоминает о проходящих учениях и возвращает меня в реальность.
Основная дорога петляет по высокому северо-восточному берегу Рыбачьего,
от неё растекаются ниточки ко множественным озерам, напоминающим блюдца,
разбросанные среди бархатных зелёных сопок,
из которых тут и там выныривают последние финские ДОТы, вот-вот мы пересечём линию разграничения
1920-1939 годов и окажемся на "советской" территориии.
На очередной развилке сворачиваем в сторону берега и первый раз за всё время включаем полный привод
- тропинка под очень острым углом уходит в овраг и так же отвесно поднимается на сопку.
Короткобазность УАЗа великолепно сказывается на проходимости таких участков, отключаю привод и также плюшово ползём дальше.
Где оно, это страшное бездорожье, которое упоминается во множествах отчётов? Броды, и те - учебные!
Издалека на сопке показываются памятники цивилизации - столбы, всё что осталось от деревянных строений.
Ниже, у берега чудного озера Лохи, прикрытый от ветров - гарнизон, ныне зияющий пустыми глазницами жилых зданий,
с реконструированной незадолго до расформирования кочегаркой, электростанцией, с озерным водопроводом, большим гаражным
ангаром (по некоторым признакам там жили КРАЗы-торпедовозы).
Опустошение и разруха всегда оставляют гнетущее впечатление, здесь же они законсервированы солёными ветрами и
так хочется верить, что природа не успеет их растворить и они вновь согреются присутствием людей,
столь давно облюбовавших Рыбачий. Ведь ещё в 1594 году голландец Ян Гугейн, огибая Рыбачий морем, отмечал, что "идет вдоль одного большого
города - столько строений было на берегу..." О более древних артефактах, которые здесь могут быть
обнаружены, можно только предполагать (с уже известными можно ознакомится на карте-схеме полуострова, размещённой
в начале текста).
Пробежавшись по местности и заразившись в Скорбеевке скорбью, уезжаем. Столь важный на протяжении пятиста лет форт-пост
России - Рыбачий разрушен и заброшен, в период, когда страну растаскивали на части, а население обречённо вымирало,
сколько таких вот крепких гарнизонов было разменяно на либеральные ценности Запада...
Но настроению в ближайшее время улучшиться не суждено. Добравшись до очередного памятного комплекса
утыкаемся в две таблички, режущие глаз. И если орфографическую ошибку в слове "Бостон" можно объяснить случайностью и ляпом
(у кого не бывает опечаток),
то поверить в то, что на граните изображён Дуглас А-20 "Бостон", мы не могли никак.
Это изображение ИЛ-4 взято, скорее всего, отсюда:4
4
Сам же "Бостон" А-20 5 имел иные технические характеристики и выглядел так:
5
Даже внешнее сравнение показывает, насколько эти самолёты разнятся: и иное остекление
штурманской кабины (на Бостоне его устанавливали дополнительно, т.к. у их праотца
A-20 Havoc 6 породившего семейство ночных фоторазведчиков Douglas F-3 и ночных истребителей Р-707 пришедших к нам
во множественных модификациях А-208 и именуемых "Бостон" - остекление отсутствует, так же
в бомбоотсек устанавливались дополнительные бензобаки, штурманская кабина, специальные торпедные мосты),
и иная форма турели, и иная соразмерность самолетов:
Ил-4 при размахе крыла - 21.44м имел длину - 14.76м и высоту - 4.10м
А-20 при размахе крыла - 18.69м имел длину - 14.63м и высоту 5.36м,
- не говоря о других технических характеристиках.
И если различие размеров и устройства шасси в полёте не видны, то размах крыльев заметно меняет очертания самолёта.
Встречается информация, что "один "Бостон", извлеченный со дна моря, имеется в музее ВВС Северного флота: к сожалению,
он не отреставрирован."9
Безграмотность, особенно касающаяся военной истории, приводит к её искажению,
всё больше поколений все меньше знают о
такой недавней, по историческим меркам, войне.
Скорбеевка-заскорбеевка... оскорбеевка - склонялось у меня в голове...
От грустных мыслей отвлекли и порадовали водопады - их ценность не в высоте и объёме вод, а в расположении,
они считаются самыми северными в Европейской части России. Древняя река прогрызла в скальнике русло,
загнав их в уютную ложбинку.
Добравшись до вкуснейшей питьевой воды, устраиваем днёвку с обязательным купанием - вода тёплая
и очень приятная.
Идилическая картинка - девушка не берегу, она объединяет все края и все континеты,
уйдет и прийдет цивилизация, исчезнут люди и девушки существ новых видов, возвысившихся над природой,
так же будут сидеть у источника...
Вокруг полно стоянок, как это и положено в местах не богатых на проточную питьевую воду, в пик туристического сезона на реке много машин,
отдохнув, снимаемся, в поисках тишины и покоя.
|
Подвал лисьей норы
Лисьи байки
Лисьи игры
Лисья кухня
Лисьи тропы:
"Даже если прошло и не стало, всё осталось со мной..." ".
Ладога, август 2018.
"Поездка, которой не должно было быть". Август 2017. Началась публикация.
Видлица - Онега - Чупа - Большой Кариквайвишь - п-в Средний - Териберка - Петрозаводск.
"Мезень- это важно".
июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье-
Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.
"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015.
Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур->
Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома,
Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).
|