Индивидуальность vs Индивидуализм. 
 карандашные наброски к теме 
  
Подумалось, что исторически  внешняя ментальная идея Запада  - надрать другого,  России -  помочь.
Но всё чаще слышатся голоса: "не хочу, чтобы моя жизнь ухудшалась  из-за..."
Как быстро (!)  всего за сто с небольшим лет нас "переформатировали", но  не всех.
В глубинке до сих пор живут (те, что не уехали  в города и не спились) очень славные и доверчивые люди, готовые 
приютить и разделить "свой хлеб",    они не глупые и не наивные,  нет - они до-вер-чивые,
 при этом и "себе на уме"  с крестьянской хитрецой,
 но до-вер-чивые!  
Зерна раздора - индивидуализм наиболее рьяно прижились  после разрушения 
  горизонтальных связей (род-семья), являющихся  основой 
в выстраивании верной иерархии самоопределений.  
  
Не ощущая горя соседа, даже не подозревая о нём,  мы не вернёмся на путь людей. 
 Мегаполисы  расчеловечивают  людей до индивидуализма, расшвыривая их по коробочкам  сот.
Чем крупнее социум, тем выше страх потери индивидуальности.
 Можно предположить,  что  для социума существует ограничение
в количестве людей, способных  мирно   сосуществовать на некой граничной территории не теряя человечность. 
Прикрывшись каждый своей дверью, 
 мы так    боимся потерять индивидуальность,  а из каждого утюга навязчиво зазывают 
 "отличайся от других, ты иной",
 предполагая - "лучше, быстрее, умнее, не дай себе засохнуть!"  
Но что значит иметь индивидуальность?  
 Иметь личное мнение,  привычки?   
 Все проявления индивидальности можно разделить на материальные  и нематериальные. 
Ничто кроме собственной лени не может запретить  человеку мыслить, но ряд ограничений,  
в том числе внутренних,  лимитируют 
материальные проявления - это и социальные нормы, и законы, и те самые личностные установки.   
Человек - это сущность, которой  по праву рождения дана  воля  развития личности, 
но человеком он становится лишь интегрируясь  в социум.
Все этапы его жизни отражают некий процент масштаба личности, причём
возраст не является показателем, так некоторые старцы уходят в мир иной  личностью масштаба ребёнка, а юнцы  иногда 
проявляют себя зрелыми.   
Это  хорошо отражает образ стрелочного   контрольно-измерителного прибора (например автомобильного  вольтметра),
 имеющего три  диапазона: 
мало, 
норма, 
много.    
И неполная  и  чрезмерная  зарядка  по разному убивают аккумулятор, применительно к  личности
 можно  говорить о том, что  недостаточность и избыточность индивидуализма  с одинаковым успехом   расчеловечевают,
  утилизируя
  суть индивидуальности, ведь  индвидуальность проявляется  приложением личности к социуму, 
  а  индивидуализм, позиционирует  человека вне  или над социумом.  
  
Кроме того существование  в материальном мире приводит к тому, 
 что любое качественное  изменение  экономики социума,  неминуемо влияет на качество  личности.
 
 
В период  экономической  безызбыточности общества индивидуальность
  вынуждена интегрироваться в социум ради элементарного выживания, что предохраняет её от пересечения 
   границы индивидуализма.
 Индивидуализмом она заболевает  лишь  при наличии экономической избыточности,  когда человек может выжить  
без  участия в жизни социума. 
Что же получается, здоровая  индивидуальность   проявляется только в мышлении, 
 даже творчество - трансформированное заимствование,  а все   материальные формы 
 проявлений индивидуализма -  физиологический  бульон для выращивания эгоизма, тщеславия и,  в конечном счёте,
  либерализма,  сеющих зерна расчеловечивания и очень важно    "оголить" эти  корни,
  а они, повторюсь,  в индивидуализме. 
Но как же отказаться от индивидуальности, ведь так можно и себя потерять? Мне  ещё хорошо
 памятны  времена,  когда за любое    проявление личности ты получал  по "загривку" - "не отрывайся от коллектива". 
 
   Всегда страшны крайности,   в которые превращается   здравая идея начав реализовываться "в массах",  извращая 
самоё  себя. 
    Как же быть,  и индивидуализм  - плох, и потеря  личности - страшна? 
 
Именно поэтому так важно понять,  в чём  корни "расчеловечивания" и   как  на практике  в не идеальных  условиях
применить  это понимание.
Возможно, мы должны говорить о том,  что индивидуальность - нематериальное явление   наиболее ярко и полно
выражающее  себя в единственном  околоматериальном  проявлении - мышлении, это то,
 что действительно отличает каждого человека, а примененяя 
 
  её (индивидуальность) к  плоскости лишь материального  мира мы неминуемо получаем все те извращения сознания,
  реализуемые в расчеловеченности,
   согласиться  с которыми человеку со здоровой жизненной позицией невозможно.  
   
  
Получается, что индивидуальность, как  и либеральность   по сути своей здоровые явления,
 но применять их надо строго дозировано   по месту и ко времени, не давая разрастаться  до индивидуализма?
Никто пока не смог предложить  замену единственному рабочему  механизму дозирования что того, 
что другого - традиционной семье,
закладывающей основы позиционирования  и регламент  сущестования  личности  в социуме,
но слишком  многие работают над его разрушением. Спроста ли?  
Обращаясь к  историческому опыту, можно предположить, что неудача  в  применении коллективного вектора 
 сознания социума   связана
   с одновременным   нарушением "строителями коммунизма" системы  традиций  семьи и
   "смещением" воспитания  детей в плоскость коллективного - ведь, как недостаток, так и избыток  
   "индивидуализма" одинаково расчеловечивают, значит задача  - в  выстраивании гармоничной эластичной
   связки семья <-> социализирующие детей  организации (детские сады, школы, кружки, секции, летние лагеря), когда
    и  ближнее окружение ребёнка и социальные институты  в симбиозе "вытачивают" личность, способную и желающую
    приносить  пользу не только себе, но и обществу. И здесь без гос.идеологии (ныне запрещённой нашей Конституцией)
    уже, ну никак, не обойтись!
    
По закону маятника, метнувшегося в крайнюю форуму коллективного, последние двадцать лет
общество, не без  помощи сквозняка из европейской  "овертоновской форточки",  несло в крайнюю форму индивидуализма.
Компрессия современности уже не оставляет времени для колебаний, очень хотелось бы успеть поймать  хоть некоторое 
равновесие  до  растворения нас в индивидуумах, равнодушных ко всему, выходящему за рамки личных ценностей и 
 легко зачищающихся  под любые  политические задачи  внешнего управления. 
     
 
07.03.15