Индивидуальность vs Индивидуализм.
карандашные наброски к теме
Подумалось, что исторически внешняя ментальная идея Запада - надрать другого, России - помочь.
Но всё чаще слышатся голоса: "не хочу, чтобы моя жизнь ухудшалась из-за..."
Как быстро (!) всего за сто с небольшим лет нас "переформатировали", но не всех.
В глубинке до сих пор живут (те, что не уехали в города и не спились) очень славные и доверчивые люди, готовые
приютить и разделить "свой хлеб", они не глупые и не наивные, нет - они до-вер-чивые,
при этом и "себе на уме" с крестьянской хитрецой,
но до-вер-чивые!
Зерна раздора - индивидуализм наиболее рьяно прижились после разрушения
горизонтальных связей (род-семья), являющихся основой
в выстраивании верной иерархии самоопределений.
Не ощущая горя соседа, даже не подозревая о нём, мы не вернёмся на путь людей.
Мегаполисы расчеловечивают людей до индивидуализма, расшвыривая их по коробочкам сот.
Чем крупнее социум, тем выше страх потери индивидуальности.
Можно предположить, что для социума существует ограничение
в количестве людей, способных мирно сосуществовать на некой граничной территории не теряя человечность.
Прикрывшись каждый своей дверью,
мы так боимся потерять индивидуальность, а из каждого утюга навязчиво зазывают
"отличайся от других, ты иной",
предполагая - "лучше, быстрее, умнее, не дай себе засохнуть!"
Но что значит иметь индивидуальность?
Иметь личное мнение, привычки?
Все проявления индивидальности можно разделить на материальные и нематериальные.
Ничто кроме собственной лени не может запретить человеку мыслить, но ряд ограничений,
в том числе внутренних, лимитируют
материальные проявления - это и социальные нормы, и законы, и те самые личностные установки.
Человек - это сущность, которой по праву рождения дана воля развития личности,
но человеком он становится лишь интегрируясь в социум.
Все этапы его жизни отражают некий процент масштаба личности, причём
возраст не является показателем, так некоторые старцы уходят в мир иной личностью масштаба ребёнка, а юнцы иногда
проявляют себя зрелыми.
Это хорошо отражает образ стрелочного контрольно-измерителного прибора (например автомобильного вольтметра),
имеющего три диапазона:
мало,
норма,
много.
И неполная и чрезмерная зарядка по разному убивают аккумулятор, применительно к личности
можно говорить о том, что недостаточность и избыточность индивидуализма с одинаковым успехом расчеловечевают,
утилизируя
суть индивидуальности, ведь индвидуальность проявляется приложением личности к социуму,
а индивидуализм, позиционирует человека вне или над социумом.
Кроме того существование в материальном мире приводит к тому,
что любое качественное изменение экономики социума, неминуемо влияет на качество личности.
В период экономической безызбыточности общества индивидуальность
вынуждена интегрироваться в социум ради элементарного выживания, что предохраняет её от пересечения
границы индивидуализма.
Индивидуализмом она заболевает лишь при наличии экономической избыточности, когда человек может выжить
без участия в жизни социума.
Что же получается, здоровая индивидуальность проявляется только в мышлении,
даже творчество - трансформированное заимствование, а все материальные формы
проявлений индивидуализма - физиологический бульон для выращивания эгоизма, тщеславия и, в конечном счёте,
либерализма, сеющих зерна расчеловечивания и очень важно "оголить" эти корни,
а они, повторюсь, в индивидуализме.
Но как же отказаться от индивидуальности, ведь так можно и себя потерять? Мне ещё хорошо
памятны времена, когда за любое проявление личности ты получал по "загривку" - "не отрывайся от коллектива".
Всегда страшны крайности, в которые превращается здравая идея начав реализовываться "в массах", извращая
самоё себя.
Как же быть, и индивидуализм - плох, и потеря личности - страшна?
Именно поэтому так важно понять, в чём корни "расчеловечивания" и как на практике в не идеальных условиях
применить это понимание.
Возможно, мы должны говорить о том, что индивидуальность - нематериальное явление наиболее ярко и полно
выражающее себя в единственном околоматериальном проявлении - мышлении, это то,
что действительно отличает каждого человека, а примененяя
её (индивидуальность) к плоскости лишь материального мира мы неминуемо получаем все те извращения сознания,
реализуемые в расчеловеченности,
согласиться с которыми человеку со здоровой жизненной позицией невозможно.
Получается, что индивидуальность, как и либеральность по сути своей здоровые явления,
но применять их надо строго дозировано по месту и ко времени, не давая разрастаться до индивидуализма?
Никто пока не смог предложить замену единственному рабочему механизму дозирования что того,
что другого - традиционной семье,
закладывающей основы позиционирования и регламент сущестования личности в социуме,
но слишком многие работают над его разрушением. Спроста ли?
Обращаясь к историческому опыту, можно предположить, что неудача в применении коллективного вектора
сознания социума связана
с одновременным нарушением "строителями коммунизма" системы традиций семьи и
"смещением" воспитания детей в плоскость коллективного - ведь, как недостаток, так и избыток
"индивидуализма" одинаково расчеловечивают, значит задача - в выстраивании гармоничной эластичной
связки семья <-> социализирующие детей организации (детские сады, школы, кружки, секции, летние лагеря), когда
и ближнее окружение ребёнка и социальные институты в симбиозе "вытачивают" личность, способную и желающую
приносить пользу не только себе, но и обществу. И здесь без гос.идеологии (ныне запрещённой нашей Конституцией)
уже, ну никак, не обойтись!
По закону маятника, метнувшегося в крайнюю форуму коллективного, последние двадцать лет
общество, не без помощи сквозняка из европейской "овертоновской форточки", несло в крайнюю форму индивидуализма.
Компрессия современности уже не оставляет времени для колебаний, очень хотелось бы успеть поймать хоть некоторое
равновесие до растворения нас в индивидуумах, равнодушных ко всему, выходящему за рамки личных ценностей и
легко зачищающихся под любые политические задачи внешнего управления.
07.03.15