Избыточность vs Достаточность.
попытка восстановить карандашные наброски к теме после цифрового сбоя, унёсшего текст
Обсуждая явление важно разграничивать и различать причины и следствия.
Нет и не будет жёстких критериев избыточности или наоборот, они столь жестки, что мы все
давно перешли за их грань. Ведь что такое избыточность по сути? Это когда в режиме
"замкнутого цикла" остаются неизрасходованные запасы.
Разорвав замкнутый цикл человечество нарушило первое правило безопасности выживания.
Взяв курс на производство "излишков" - человечество нарушило второе правило выживания,
нарушив гармонию естественного мира.
Прослойка из излишков - это плодородный слой для возникновения государственности.
Нет излишков - нет экономики, нет экономики - нет государственности.
Первая государственность возникает там, где появляются излишки.
Такая простая и естественная категория, как достаточность - явление не социальное,
оно работает лишь в личностном плане, попытка его социализировать всегда ведёт
к передёргиванию смысла и манипулированию сознанием, поэтому оно применимо как раз в
практической жизни личности, но при условии
сохранения естественно сложившихся ограничителей (защищающих сознание от
разрушающих внешних воздействий) - здоровой семьи, закладывающей основы мировоззрения
(платформы для развития философии достаточности), принципы здоровой жизни
(влияющие на качественные настройки совести), воспитывающей внутреннюю иерархию
(на которой базируется цепочка самоопределений, начиная с гендерного).
Исторически, социумы безызбыточные или с малой избыточностью по вполне объяснимым естественным причинам проявляли
себя малоагрессивными и вынуждены были
защищаться от внешних врагов и "огосударствливаться", наращивая избыточность, как плодородный
слой для культивирования защитных гос.функций.
Государства с резким расслоением населения
на базе достаточности на сверхизбыточное и недостаточное,
в усреднении дававшее избыточность,
исторически проявляли агрессию, сея в мире войны и разложение (та же
Римская империя, Империя Александра Македонского, которая интересна именно тем, что в короткий
промежуток одного поколения проявила все черты вырождения избыточного общества).
Эта агрессия всегда прямое следствие необходимости выплеска пассионарности (по Гумилёву) не_сытых за пределы
метрополии и потребности в обеспечении пищей, когда-то в прямом смысле, ныне в прямо противоположном -
транснациональные копорации требуется подпитывать свежими потребителями и современное общество
расслаивается уже
на базе избыточности, а метрополия "насытив" своих граждан, утративших пассионарность,
экспортирует избыточность в агрессивной форме.
Таким образом, если раньше война шла за землю и рынки ресурсов, то сейчас
битва за сырьё
уравнялась в значимости с борьбой за рынки сбыта.
И если философия достаточности сложилась на базе естественной и здоровой жизни социума, саморегулирующегося
начальными ячейками семьей и родом, то
для стимуляции избыточного и сверхизбыточного потребления необходимо вывести из цепочки естественный
саморегулятор или внести в алгоритм его существования ошибочные установки, подменяющие
действия и оценки, и можно наблюдать, как уже сама семья становится главным лоббистом потребительства,
вскармивая своих детей новой философией с первой ложки.
Избыточные общества наглядно демонстрируют успешную девальвацию истинных ценностей
и смещение ценностных ориентиров,
приводящих к деградации сознания социума, развращая его и легализуя любые извращения, ведь социум
"сорванный" с естественных основ легко управляем.
Кстати, неуместное тщеславие и комплексы тоже следствие жизни в избыточном обществе философии "потреблядства",
ведь
манипулирование людьми не способными к стабильному объединению (эгоистами) и людьми с внушёнными ощущениями
неполноцености всегда успешнее, нежели с имеющими возможность соотносится с традиционными и
естественными потребностями, помогающими отсекать избыточность.
Всё обсуждаемое можно отнести к проявлениям крайней формы избыточности, но самое
печальное от осознания того, что по своей экономической сути ни одна государственность
невозможна без избыточности, поэтому ни в одном государстве никогда не будет приветствоваться
разумная достаточность, более того, есть вероятность, что в обозримом будущем она
(разумная достаточность, а по сути достаточность в принципе) будет считаться антигосударственным явлением.
Достаток приходит к осознавшим достаточность (качественное прилагательное "разумная"
здесь излишне - это как "масло масляное"), не осознавшие достаточность
всегда будут в процессе её "добычи". Благополучие даётся всем по пришествии в этот мир,
нежелание видеть очевидное порождает зависимости от ненужностей.
Вся мудрость - лишь в желании её иметь, а зашлакованность сознания не позволяет даже предположить,
что может быть иная жизнь. Страшные времена не в том, что люди плохо живут, а в том, что они
даже не способны увидеть, что такая жизнь -
плоха. Так, привыкнув есть заменители продуктов, перестаёшь замечать их синтетичность...
30.04.15.