Об истоках "русскости".
подорожные размышЛИСмы
С каждым годом возвращение с северов, из мест, где выживание до сих пор не оставляет места личностному эгоизму,
требует все больше времени для адаптации и не покидает ощущение бессмысленности цивилизации, поклоняющейся "Я", как
высшей идее гуманизма, если уничтожается сам смысл существования человека, становящегося человеком лишь в условиях социальности, предполагающей мощнейшую отработку обществу вложенного, без чего прервется нить человечности, как таковой.
Территория проживания, характер местности, климат, все это повлияло на появление и закрепление таких национальных черт, как безызбыточная скромность, готовность тела существовать в минимализме, при высокой мотивации души. Не это ли одна из важных черт русскости, объединившая когда-то народы, и не здесь ли пролегает социальная трещина, всё дальше разносящая русские берега?
Как получилось, что в душах одних мерилом успеха прижилось "качество жизни", в самых извращенных его формах материального и социального потребления? Как получилось, что либертарианство, являющееся по сути промежуточным звеном зрелости личности, у масс людей закрепилось конечной формой зрелости?
Есть у меня знакомый, ныне проживающий в Перу. Нарисовался случайно, выложив в ФБ фотографии моего "помойного" светильника "Арахниды" в окружении томиков Довлатова. Пользуясь случаем, обратилась к нему за помощью в идентификации барельефа, рисунок которого я использовала в вышивке при изготовлении костюма "Мезоамерика". Фотография барельефа, опубликованная у Ганзелки и Зигмунда, была сделана предположительно в музее археологии в Лиме, где он бывал. Искомой информацией я так и не разжилась, но суть не в этом. Человек оказался из известного рода комяков, пришедших в конце девятнадцатого века в пятерке первых переселенцев с Печоры в Ловозеро. Семья разветвилась давно, и то тут, то там в общедоступных краеведческих документах Ловозерья я встречала знакомую фамилию, и собрав, передала "носителю" имевшему сыновей, которым должны быть важны эти знания. Контакты с комяцким перуанцем к тому времени прекратились совсем, неприкрытое русофобство, отягощенное бесконечными самоубеждениями в правильности выбора места пребывания действовали гнетуще - чем помочь человеку, застрявшему в 90-х, возрастному, но не зрелому? Но фамилия настойчиво продолжала всплывать, на этот раз в списках лыжников-оленеводов из Ловозера, Канинских тундр, Малой Земли - сражавшихся на Мурмане в годы ВОВ...
Признаюсь, история оленетранспортных батальонов меня потрясла, слышать об этом и изучать материалы реальных событий - большая разница. Собирались саамы и комяки оленеводы с оленями со всего Советского Союза, с Печоры, Канина, и в ноябре-декабре 1941-го в тяжелейших условиях своим ходом гнали стада до Архангельска, а оттуда поездами в Мурманск. Ловозерцы перегоняли оленей сразу на Мурман, там уже формировались части, распределялись задачи. На оленеводах лыжниках лежала нагрузка снабжения войск в отсутствии дорог, строительство и прокладка новых дорог, укреплений и мостов, эвакуация с поля боя раненых и техники, включая самолеты, сопровождение морских десантов (выкинутые из кораблей олени прекрасно доплывали до берега, опережая шлюпки, что поспособствовало увеличению спасенных раненых), в период позиционных боев с 42 по 44 годы оленеводами-лыжниками совершены множественные вылазки в глубокий тыл врага с разведывательными и диверсионными целями. Думали ли они, что спустя семьдесят лет их потомки, поймавшись на крючок "качества жизни", будут выбирать место приложения сил, исходя из сытости и спокойствия? И кому, выходит, были нужны все эти тяготы зимних многонедельных походов, если нынешние ценители "качества жизни" говорят, что "были бы умнее - давно пили бы Баварское..."
Биcмарк как-то сказал, что Россия опасна мизерностью своих потребностей.
Готовя публикации по августовской поездке, я зарылась в материалы по северному театру военных действий периода ВОВ. У Журина, ещё в глубоко советские времена потратившего много сил и времени на поисковые работы и осветившего множественные темы СТВД, бесконечно натыкалась на горестные сравнения качества укрепленных позиций советских и немецких войск, где горным стрелкам окопавшимся силами труда военнопленных, в Кольских горных тундрах были организованы полноценные спальные места с кроватями, водоснабжение и местная канализация с унитазами, супротив наших землянок... система финских (а по сути немецких) ДОТов на Рыбачьем, супротив открытых стрелковых ячеек и артпозиций, сложенных из подручного курумника.
И не приходит им на ум очевидное, что происходило это не от пренебрежения к личному составу, и не от непонимания прелестей комфорта, а от способности отказать в комфорте собственной заднице во имя целей иного порядка, ибо цели эти столь далеки от личного, что постигаемы лишь созревшими духовно. А высшая степень зрелости - растворение себя без остатка в будущем великой страны. И в каждом прожитом на этой земле дне, в каждом вздохе - есть капелька души наших предков. Станем ли такой капелькой мы и для кого, каждый решает сам.
30.08.17
|
|