Оседлавшие ветер.



На средней террасе, укрывшись от ветров, стоит деревня, с круглыми амбарами и поседевшими коньками. Нахмуренные глазницы окон огромных двуклетных домин сурово взирают на редких пришельцев. Как будто нелюдимость, зацепившись лопастями за пасмурное небо, повисла в воздухе, и кажется, что пока не шелохнуться ветряки - она не покинет эти края, хранящие в быте старообрядческую ментальность в назидание потомкам.

Кимжа древний староверский поселок, обитаемый и обжитой.
На возвышенности - крылатое царство ветряных мельниц.
Столбовки, ныне уникальные, а когда-то распространённые по всей Мезени деревянные мельницы, их осталось немного в Погорельце и две здесь в Кимже. Стоились мельницы традиционно на открытых возвышенностях, обдуваемых регулярными северными ветрами. Основной столб-мертвяк врывался в землю и окружался мощной бревенчатой ряжей (срубом). Обычно для него использовались стволы лиственницы большого диаметра, не исключено, что как и при строительстве мельниц средней полосы, ствол для мертвяка не рубился, а откапывался вместе с корневой системой. Простейшая технология укладки брёвен, способствующая проветриванию, предохраняла сруб от гниения и придавала дополнительную прочность высокому строению, возможно заложив основу будущих пространственных конструкций. По сути, мезенская мельница-столбовка представляла из себя механизм водяной мельницы, приподнятый на высокий ряж, где водяное колесо заменено лопастями.

Работали такие мельницы просто: на ряже вращались мельничные жернова, запускаемые ветром, подхватываемым широкими крыльями из тесаного бревна, за счёт кулачкового привода переводящего вращательное движение из горизонтальной плоскости в вертикальную и фактически выполняющего роль редуктора.
Все мезенские мельницы были на один "постав" (только на одну пару жерновов), существенно отличались они и местом его расположения - постав размещался на втором этаже мельничного амбара в специальном деревянном коробе, в котором закреплялся нижний неподвижный жернов "лежень или мертвяк", а сверху подвижный жернов "бегун".

"Чепуш" - внутренний вал цевочной шестерни, проходящий на второй этаж через нижний жернов-мертвяк соединялся с бегуном посредством "парапалицы" или "жабки" небольшого металлического хомута, для которого в подвижной части жернова делалось углубление.

Исследования показали, что камни для жерновов, вероятнее всего доставлялись из других регионов, так как в Мезенском и Лешуконском районах преобладают песчанно-глинистые почвы и выходов скальных пород нет, "ледниковые" же валуны встречаются редко. Зафиксирован только один случай изготовления жерновов из местных материалов на Средней Пёзе.

При смене ветра требовалось повернуть мельничный амбар "воротилом" - длинным бревном вслед за ветром, а после окончания помола амбар разворачивался против ветра. Говорят, за день хозяину не раз приходилось ходить к ветряку.

На 1870 год в Кимже фиксировалось до десяти мельниц, ныне приводят в порядок те, что сохранились - мельницы Дерягина и Воронухина. Обе относительно молоды и были возведены в 20-30 годах прошлого века, мельница же Воронухина вообще никогда не запускалась, была частично разобрана сыном хозяина в 1947 году, с тех пор так и стоит, без крыльев.

Любопытно, что в крае, где земледелие не было основным промыслом, было достаточно наличия одной мельницы, которая обслуживала всю деревню, поэтому владение собственным ветряком скорее показатель крепости хозяйства, его основательности и статуса владельца, как ныне Тыблоко в кармане и трёхлучевка на капоте.



26.05.2018.
Подвал лисьей норы
 Лисьи тропы
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи байки:
  • Вера и религия "неославянизм", идеологический подлог или успешный коммерческий проект? Часть 1.
  • Ахиллесова пята борцов с родноверием, Часть 2.
  • Позиционный тупик. Часть 3.


  • Избыточность vs Достаточность. Карандашные наброски.

  • Индивидуальность vs Индивидуализм. Карандашные наброски.

  • Какого Моцарта им ещё не хватает?

  • О "потреблядстве" и не с_только.

  • Об успешных формах власти и государстве. (наброски угольком)

  • Почему государственник всегда больше, чем патриот, а патриот не всегда государственник.


  • О велосипедах, совести и либералах. Песнь первая.
  • О Кисе, тёще и потерянном гарнитуре. Песнь вторая.
  • О свободе. Из брачных песен либералов. Песнь третья.
  • Почему интеллигенции никогда не стать совестью нации. Песнь четвёртая.
  • Истоки "короткоштанности" либералов, или к чему ведёт "вольтеровская максима". Песнь пятая.

  • остальная пубЛИСцистика...
  • Времени нет, или сказка о полученных ответах и незаданных вопросах.
  • Сказ о волшебном озере.
  • Сказка о машине времени.
  • Сказка о поглупении, или карандашные зарисовки теории интенсивности.
  • Сказка о спящей царевне.
  • Сказка о трёх сёстрах, или теория аскезы, накиданная угольком.
  • Сон в снежную ночь, или сказка о том, как соль правит миром...
  • остальные ЛИСьи сказки...
    (запаздывает с индексацией новых текстов)