Дороги Рыбачьего.
Есть у меня знакомый с придыханием говорящий о Рыбачьем - годы службы,
проведенные на полуострове, оставили неизгладимые воспоминания и мечту побывать там вновь.
- Вот только машину подходящую куплю - говорил он, докатывая короткобазную "Ниву".
- Ну не этом же - грустно кивал головой в сторону "транзита".
- Подготовлю и поезду... - радовался старому-новому "паджерику".
Когда-то закрытое для посещений, ныне место стало модным для паломничества.
Иногда кажется, что летом мир автотуристов раскалывается на две части: первая устремляется через всю страну на Алтай и Байкал, другая на Рыбачий, описывая ужасы дорог.
Урал, Алтай и наши севера намотала на кардан 469-го. Ужасов не встретила. Там где есть то, что местные называют дорогами, а горожане героически лебедятся.
Но окончательно мифы об ужасных дорогах добили, увиденные в августе прошлого года на Муста-Тунтури две девятки с татарскими номерами и девчонками за рулем.
Надо отдать должное, за годы, что мы там бываем, перевал здорово "причесали" -участившиеся учения поспособствовали, а дальше нормальные грунтовые дороги, с копытцами, наполняющимися дождями. Каменистые грунты устраивают засады из камней - для любителей триала самое то.
Здесь, вообще, "как в Греции" всё есть:
хошь съездить без приключений - вставай на любой стороне Рыбачьего при въезде, не особенно углубляясь внутрь острова (на Большой Волоковой берега пониже и местами приятный песок, на Мотке - выше и каменистее, зато безопасно для рыбалки, если планируется выходить на лодке - в случае форсмажора господствующие ветра отнесут к вас противоположному берегу Среднего, а не в открытый океан);
хошь рассесться - на тебе для начала бродик у Выката на Среднем. Сколько утопленных там машин знаю! Да чего греха таить, и Красный там тоже побывал, правда не под моей рукой. В броду к "Братьям", который в 2014 году я проходила дважды, милый в 2017 утопил нас с котом по лобовое.
Виновата, каюсь))), позабыла мужское правило: послушай женщину и сделай наоборот, а ещё бродик распахали военными КАМАЗами так, что бычажок у моста сдвинулся дальше по течению. Будьте осторожны и проходите его подальше от моста, особенно по высокой воде, а ещё лучше пользуйтесь плюшевой объездкой для недоприводов, что в 100 метрах вверх по течению Выката.
Вторая ловушка - лужа на дороге к музею: не поленитесь промеряйте, высокая вода делает её предельной для низкоклиренсовых автомобилей. И ещё помните, что высота воды вещь непостоянная, как-то наблюдала на Вокмане, как пара дней дождей подняла уровень реки на два метра. Бывает, что проехав в одну сторону, не всегда удается вернуться)
С Рыбачьим такая же история. Брод в сторону первого дота (налево к мысу Немецкий) - размоина от реки, по низкой воде опасности не представляющая.
Основная дорога Рыбачьего овешкована, по высоте шестов можно догадываться об уровне выпадаемых осадков.
Вся береговая линия бывших финских укреплений изрезана окопами, артиллерийскими позициями и противодесантными заграждениями.
Гуляя от ДОТа к ДОТу случайно замечешь, как легко машина растворяется в сопках. ДОТов по береговой линии много, хотя и вполне граничное количество, они отлично применены к местности и носят ярко выраженный противодесантных характер. Все построены по образу первого ДОТа и прикрывают друг друга.
Следующий неприятный из-за уклонов для длиннобазных машин брод в районе
Скорбеевки, знаю, что где-то объезжается, мне не приходилось - для козлика самое то.
После водопадов все обычно закругляются и возвращаются триалистой дорогой,
относящейся к советской зоне по 1939 году, к "Четвёрке". Окрестности дороги усеяны
множеством пулеметных гнезд и одиночных стрелковых ячеек, выложенных из курумника и применённых к местности, их легок проглядеть, но рекомендую посетить хотя бы некоторые. Учитывая протяженность дорог и береговой линии, которую приходилось охранять, оборудовать её ДОТами, как финны, было нереально. Именно там по-настоящему начинаешь осознавать масштаб героизма - в любую погоду под открытым небом, продуваемые арктическими ветрами, где снега лежат до июня, в а в десятых числах август бывают первые шторма со снегом...
Если же планируется большая кругостветка через Зубовку и Цып-Наволок, запасайтесь топливом
с учетом повышенного расхода на триалистых грунтах (ближайшая заправка в Заполярном, а автоЗИПы и ремонты - в Мурманске, сожженная бочка, рядом с надписью "Кафе", из которой торговали топливом у перевала, сгорела ещё пару лет назад).
Так что рассчитывайте свои силы, будьте осторожны, и не ездите, как мы в одну машину).
И ещё помните, что сота на Среднем и Рыбачьем, даже норвежская, берет не везде, так что, в случае
лежит путь к военным или ближайшим соседям (на большой кругосветке их может и не быть).
Если прочтя этот текст, вы засомневались в целесообразности поездки - вас выручит автостоянка у милейшего мотеля "Титовка",
а путешествие на Рыбачий можно совершить пешком или на велосипедах.
Удачных путешествий!
28.05.2018.
|
|