Реинкарнация сыньских хантов
Вы что-нибудь о реинкарнации сыньских хантов знаете? Я до недавнего времени - нет, пока на прошлой неделе не посетила семинар с докладом Эстер Рутткаи-Миклиан (директора Дома-музей им. Антала Регули, Зирц, Венгрия), посвященный этой теме, который простимулировал углубленное изучение вопроса.
Уже сама Эстер потрясающе интересна, впервые она приехала изучать северных хантов в самый "благостный" для нашей страны период - в начале девяностых, четыре месяца прожила, собирая этнографический и лингвистический материал в деревушке на Сыне (для полноты картины рекомендую посмотреть на карте место расположения реки Сыня), причём, как настоящий этнограф с "полным погружением", зафиксировав в дочери хантыйскую кровь.
Интерес венгров к финно-угорским народностям не случаен, Антал Регули ещё в 1841 году совершил путешествие на Урал, описал и собрал множество материала, подтверждающего теорию прихода предков современных венгров с просторов Сибири.
Он же нарисовал первую подробную карту местности.
Регион славен сложным климатом и сезонными путями сообщения, традиционно малонаселённый, с безызбыточно достаточным бытом. У народов, длительное время существующих в относительной удаленности от троп цивилизации, социальная среда и традиционное устройство меньше подвержены внешним воздействиям. Но закрытость всегда опасна вырождением, поэтому в процессе этногенеза обычно вырабатывается алгоритм, предохраняющий от близкородственных браков.
Участники
Упрощённо ханты делятся на два рода. Род "пор" - некий протород этих мест, зовущий себя "медвежьим родом" за покровительство верхнего духа, олицетворённого медведем, название роду дало зонтичное растение порых.
Вторая фратрия (братство) - род "мось" или "мож", считается пришлым кочевым, его название связывают с селькупским "мас", сопоставляющемся через финское mits (человек) с самоназванием венгров — magyar. Предком "можи" считалась Калтащ эква, её изображение в виде медного гуся сохранялось в Белогорье на Оби до ХVII в.
Браки внутри фратрий запрещались, а в создании новой семьи участвовало по одному из
представителей родов "пор" и "мож", так называемым "перекрёстным опылением".
Эта информация составляет базу для дальнейшего понимания механизма реинкарнации северных хантов. Замечу, что понятие "возрождение души" у обских угров несёт несколько иной смысл, нежели принято вкладывать в этот термин, но в отсутствии более подходящих, пользоваться придется им. То, что в христианском и художественно-образном значении принято называть "душой" у хантов точнее всего отражается понятием "жизненная сила" и сил таких может быть несколько с разной степенью материальности.
Любопытно, что у мужчин и женщин разное количество "жизненных сил", у женщин их четыре, у мужчин - пять. Пожилая хантыйка объясняла Эстер, что "жизненные силы" считаются "по конечностям";), поэтому 4 и 5 у хантов сакральные сила.
По версии Карьялайнен, одна из них - образ покойного "кор" или "ис хор", со смертью человека исчезает или превращается в жука.
Вторая - "урт" может покидать тело и жить в лесном облике (птице), её уход приводит к сонливости и болезням.
Третья - (сонная душа) "улэм ис" живёт глухаркой в лесу и посещает тело во сне. Её смерть приводит к смерти человека.
Четвертая - реинкарнирующаяся "лил/лила" или "дыхание", обитает в голове, визуализуется птицей.
После смерти переселяется в особое изображение (куклу) или живет в могиле, а по истечение определенного срока
возрождается в новорожденном того же рода и пола. Считается, что у мужчин две души-дыхание лил.
Кстати, именно ипостаси свободной "жизненной силы", находящейся в теле и способной "ильтель мэнэс " его покидать, имеют развитие в шаманском мировоззрении.
Ритуал.
Сам ритуал реинкарнации является по сути идентификацией реинкарнации. Осуществляется гаданием - приподниманием на руках
люльки с младенцем, с одновременным перечислением имён предков, на правильное имя люлька как бы "прилипает" к полу.
Список имён включает, обычно, представителей последних поколений рода, которые в памяти у ныне живущих.
Кстати, этот способ гадания на разных вещах используется для прояснения любых вопросов, например, прилетит ли вертолёт для Эстер когда-то определяли подниманием радиоприемника. При наличии у ребенка особых примет (если родилась девочка с синяках на теле, а до этого скончалась бабушка "полапанная" медведем, то ханты уверены, что реинкарнировалась именно эта бабушка) или особых вещих снов с ушедшими предками дает вполне легитимное определение реинкарнации.
В дальнейшем ребёнок растет с дополнительным именем"сестра мужа" или "старшая бабушка", взрослые в шутку могут оказывать ему соответствующие почести "налей бабушке чаю". Эстер, собравшая объёмный материал по древам родов Сыньских хантов и их реинкарнациям, упоминала, что в современных деревнях реинкарнации хорошо помнят пожилые ханты и дети, для которых это является дополнительной игрой.
Алгоритм.
Напомню, что по понятиям хантов, возрождаясь, "жизненная сила" не меняет гендерный статус: мужская переходит в мужскую, женская - в женскую. Никаких вариантов для возрождения в иных сущностях (например, у эскимосов в человеке может возродится душа любимой собаки) - быть не может.
Ещё один любопытный аспект связан с патронимией, при которой мужская "лила" реинкарнируется только в пределах рода, за редкими исключениями, а женская может реинкарнироваться, как в роду мужа, так и в отцовском. Немаловажно, что когда хант приводит любую женщину в род, их дети участвуют в процессе реинкарнации, если же она и её потомки покидают род или женщина выходит за муж не за ханта - их дети утрачивают возможность реинкарнации. Иногда при определении реинкарнации случаются казусы. Если ребенок болеет, то с большой долей вероятности его неправильно реинкарнировали, тогда ритуал повторяют.
Случается по реинкарнации выявляют адюльтер (ребенку снились сны, которые не приходят к людям этого рода,
этого социуму было достаточно для поднятия вопроса неверности, которая былы подтверждена участниками "событий").
Третий аспект связан с упомянутыми сакральными числами 4 и 5 - именно столько раз одновременно или поочередно может реинкарнироваться субстанция одной "жизненной силы". То есть, чисто теоретически, в деревне может одновременно быть пять одних и тех же "дедушек". Имена собственные у них будут разные, но реинкарнация - одна. Этим именем, как "тайным" часто пользуются среди чужих (обычно дети в интернате), когда надо о ком-то сказать не афишируя. Крайне редко сакральные количество реинкарнаций может быть нарушено в сторону увеличения.
Механизм.
Метафизика реинкарнации мне конечно не ведома, а вот схемотехника очевидна и отражена у хантов одним словом - ??аks?ti / љaкс?тi плевок. Именно так, по мнению обских угров "жизненная сила" возрождается в следующих представителях рода.
На этом, пожалуй, остановлюсь поподробнее. Все продукты выделения человека делятся обскими уграми на обладающие жизненной силой, бессильные и мертвые.
Витальный потенциал заложен в слюне (сперме, соплях, слизи), грудном молоке, слезах, дыхании, крови. Мёртвый - в менструальной крови, моче, кале, в поту, в запахах и выделениях тела.
Любопытно, что слюна в культуре финно-угорских народов участвует в процессе создания новых форм жизни (человек), природных и материальных объектов или предметов, плевки обладают способностью говорить, слюна - лечить и оживлять, собранное из кусочков, охранять (существует селькупское поверье о том, что проходя под согнутым деревом надо обязательно плюнуть поверх него, иначе душа-жизнь повиснет на дереве и человек умрёт). Именно из плевка верхнего бога Торум’а возник мухомор, используемый при камланиях, как одурманивающее средство. Кроме того слюна «участвует» в номинации возрастных периодов (слюнявый ребенок). Кстати, сакральность действия слюны отмечается у многих народов - поплевать через левое плечо никогда не вредно;).
К сожалению, хантов не уберегала их отдаленность и труднодоступность, и традиционный социум претерпевает серьезные изменения. Часть ритуалов заметно формализуется, например, о реинкарнации некой "бабушки" Эстер рассказали по телефону, сопроводив "думаю, что это она".
Не исключаю, что в какой-то момент бесписьменному народу потребовался алгоритм фиксации, сохранения и передачи
"генной" информации и истории рода, которые, на мой взгляд, и решаются той формой "реинкарнации", которая дошла до нас.
Появление новых возможностей фиксации, хранения и распространения сведений, заместили основную цель реинкарнации, оставив
ей обрядовость, которая без базовой идеи легко формализуется.
Подтверждением этого тезиса служит две особенности реинкарнации северных хантов: первая
проявляется в ограниченном сегменте возрождения, вторая - в жёсткой гендерной преемственности.
Такой вот вывод по реинкарнации хантов я для себя сделала, изучая материал.
02.12.18
|
|