Жемчуг
Информация, обёрнутая шлейфом размышлений, как песчинка, обрастающая перламутром, превращается в ценное знание, где
оборачивание - защитная реакция моллюска, спасающего себя от раздражителя. И так ли важно
для человека, сор каких источников запустил изначальный процесс размышлений?
Путь познания непрост, перекрестки трудны, засады коварны.
Даже подготовленный и предупреждённый путник, увлекшись идеей, начинает подбирать факты её подтверждающие,
игнорируя опровергающие, а недостающее воссоздает из известного ему опыта, пренебрегая
принципиально разными условиями его возникновения.
Что же говорить о неискушённых? Они доверчивы и ненасытны, как все неофиты: знать всё ни о чём - здесь и сейчас,
небрежно встраивать полученное в привычную модель мира, не гнушаться на пути сорными источниками, в каждом
глотке утоления жажды несущих разрушающие сознание нечистоты, ведь "сор" - индоевропейская основа, означающая "кал". То, что в малых дозах повышает плодородность почвы, легко портит бочку мёда.
Вспомнился мне в этой связи любопытный историк Пыжиков, по книгам - вдумчивых аналитик, идущий в изучении
духовности народа от кропотливой работы с архивными материалами, удививший год назад серией откровенно
лубочных научно-популярных лекций, среди которых прозвучала и тема "жемчуга".
Так, описывая своё "открытие" скатного (речного) жемчуга лишь при изучении указов Петра I
(что удивительно для историка, ведь добыча жемчуга была важным промыслом)
и отмечая, что термин "скатный" он получил из-за природной "ровности" и округлости,
в отличии от морского (хотя в действительности всё обстоит ровно наоборот)
Пыжиков относит добычу речного жемчуга к традиционным женским занятиям.
Обосновывает он это способностью женщин, прошедших инициацию - обряд "водоположения"
с покрытием тела особым составом из:
животных жиров,
желчи жаб (действительно содержащих мощнейший антисептик),
"травки чилибухи" (в упоминаемом Пыжиковым волго-окском бассейне не произрастает, т.к. в реальности является
тропическим деревом, содержащим такие мощные алколоиды, как стрихнин и бруцин)
и "водорослей с феромонами" (он называет это "водный псевдогриб").
Именно этих женщин, по его убеждению, звали русалками, а обряд "водоположения" позволял им осуществлять "кожное дыхание", что
увеличивало длительность нахождения под водой при нырянии за жемчугом.
Отдельную роль в добыче жемчуга он уделил бобрам, которые, создавая на реках запруды и охраняя их, почти как собаки, от чужаков,
благоприятствовали распространению жемчужниц. Подозреваю, что доктор наук мало знаком с лесом и его обитателями. Бобр речной обыкновенный - традиционный русский, а не канадский (завезённый в середине прошлого века для восполнения исчезающей популяции и заместивший почти повсеместно бобра обыкновенного), агрессивен, в отличии от более крупного канадского, только ранней весной во время гона. К тому же запруды, организуемые бобрами, приводят к застою воды и заболачиванию местности, что для размножения жемчужницы фактор скорее негативный.
Не менее, в рассуждениях Пыжикова, потрясает абсолютное незнание местных условий добычи жемчуга.
Речная жемчужница помимо чистоты воды, крайне зависима от насыщенности вод кислородом,
поэтому обитает она в порожистых реках с мощным течением, где добираются до неё двумя способами:
собирая моллюсков на отмелях после перекатов и порогов, где вода наиболее насыщена кислородом -
ни о каких ныряния речи не шло, если достаточно было длины рук и ног, а при
больших глубинах добыча жемчужницы велась с плотов. Человек (обычно всё же бородатый и заросший мужчина, а отнюдь
не нагая, поблескивающая жабьей мазью русалка) лежал на плоту, свесив голову
и руку с шестом над водой, просматривая дно (иногда через специальное обзорное окошко),
а обнаружив моллюсков, вылавливал раковины деревянными клещами, прикреплёнными к шесту, иногда использовался просто шест или грузик на верёвке, который ловко опускали в створку раковины, захлопывающейся при прикосновении, и доставали из воды.
Утыкаясь в такие чудовищные заблуждения, неизбежно задумываешься о доверии к остальной опубликованной историком
информации, даже если она созвучна душе и легко встраивается в твою модель мiра.
Для чего этот популизм, искажение фактов, проверить которые пока ещё легко тем, кто бывает на природе или знаком
с историей явлений?
И если Пыжиков востребован интеллектуалам и потому хотя бы в книгах историчен,
то больно видеть, сколько "гуру" банальным оболванием вспахивает ниву недумания.
"Ты то, что ты ешь" не только на уровне материи, чистота восприятия души зависит
и от качества духовной пищи. Привычка побираться красиво и удобно упакованными объедками чужих
мыслей и образов засоряет душу нечистотами незаметно для тела и головы.
Кажущаяся осознанность поглощения не избавляет от последствий, любой выбор взимает свою плату -
Вы и не заметите, как протухнет Ваша "жемчужница"...
Чтобы моллюск слой за слоем укутал песчинку перламутром, нужна очень чистая вода, в нечистотах он гибнет.
Пару лет назад в Карельской Питкяранте услышала, что к ним вернулась жемчужница.
Есть ли у Вас время на всеядность? А ведь так легко, вкушая пищу, не обкрадывать себя,
а обогащать, бусину за бусиной нанизывая жемчужную осознанность на одежды зрелости души.
19.01.19
|
|