Жемчуг




Информация, обёрнутая шлейфом размышлений, как песчинка, обрастающая перламутром, превращается в ценное знание, где оборачивание - защитная реакция моллюска, спасающего себя от раздражителя. И так ли важно для человека, сор каких источников запустил изначальный процесс размышлений?
Путь познания непрост, перекрестки трудны, засады коварны. Даже подготовленный и предупреждённый путник, увлекшись идеей, начинает подбирать факты её подтверждающие, игнорируя опровергающие, а недостающее воссоздает из известного ему опыта, пренебрегая принципиально разными условиями его возникновения.
Что же говорить о неискушённых? Они доверчивы и ненасытны, как все неофиты: знать всё ни о чём - здесь и сейчас, небрежно встраивать полученное в привычную модель мира, не гнушаться на пути сорными источниками, в каждом глотке утоления жажды несущих разрушающие сознание нечистоты, ведь "сор" - индоевропейская основа, означающая "кал". То, что в малых дозах повышает плодородность почвы, легко портит бочку мёда.

Вспомнился мне в этой связи любопытный историк Пыжиков, по книгам - вдумчивых аналитик, идущий в изучении духовности народа от кропотливой работы с архивными материалами, удививший год назад серией откровенно лубочных научно-популярных лекций, среди которых прозвучала и тема "жемчуга".

Так, описывая своё "открытие" скатного (речного) жемчуга лишь при изучении указов Петра I (что удивительно для историка, ведь добыча жемчуга была важным промыслом) и отмечая, что термин "скатный" он получил из-за природной "ровности" и округлости, в отличии от морского (хотя в действительности всё обстоит ровно наоборот) Пыжиков относит добычу речного жемчуга к традиционным женским занятиям. Обосновывает он это способностью женщин, прошедших инициацию - обряд "водоположения" с покрытием тела особым составом из: животных жиров, желчи жаб (действительно содержащих мощнейший антисептик), "травки чилибухи" (в упоминаемом Пыжиковым волго-окском бассейне не произрастает, т.к. в реальности является тропическим деревом, содержащим такие мощные алколоиды, как стрихнин и бруцин) и "водорослей с феромонами" (он называет это "водный псевдогриб"). Именно этих женщин, по его убеждению, звали русалками, а обряд "водоположения" позволял им осуществлять "кожное дыхание", что увеличивало длительность нахождения под водой при нырянии за жемчугом.

Отдельную роль в добыче жемчуга он уделил бобрам, которые, создавая на реках запруды и охраняя их, почти как собаки, от чужаков, благоприятствовали распространению жемчужниц. Подозреваю, что доктор наук мало знаком с лесом и его обитателями. Бобр речной обыкновенный - традиционный русский, а не канадский (завезённый в середине прошлого века для восполнения исчезающей популяции и заместивший почти повсеместно бобра обыкновенного), агрессивен, в отличии от более крупного канадского, только ранней весной во время гона. К тому же запруды, организуемые бобрами, приводят к застою воды и заболачиванию местности, что для размножения жемчужницы фактор скорее негативный.

Не менее, в рассуждениях Пыжикова, потрясает абсолютное незнание местных условий добычи жемчуга. Речная жемчужница помимо чистоты воды, крайне зависима от насыщенности вод кислородом, поэтому обитает она в порожистых реках с мощным течением, где добираются до неё двумя способами: собирая моллюсков на отмелях после перекатов и порогов, где вода наиболее насыщена кислородом - ни о каких ныряния речи не шло, если достаточно было длины рук и ног, а при больших глубинах добыча жемчужницы велась с плотов. Человек (обычно всё же бородатый и заросший мужчина, а отнюдь не нагая, поблескивающая жабьей мазью русалка) лежал на плоту, свесив голову и руку с шестом над водой, просматривая дно (иногда через специальное обзорное окошко), а обнаружив моллюсков, вылавливал раковины деревянными клещами, прикреплёнными к шесту, иногда использовался просто шест или грузик на верёвке, который ловко опускали в створку раковины, захлопывающейся при прикосновении, и доставали из воды.

Утыкаясь в такие чудовищные заблуждения, неизбежно задумываешься о доверии к остальной опубликованной историком информации, даже если она созвучна душе и легко встраивается в твою модель мiра. Для чего этот популизм, искажение фактов, проверить которые пока ещё легко тем, кто бывает на природе или знаком с историей явлений?
И если Пыжиков востребован интеллектуалам и потому хотя бы в книгах историчен, то больно видеть, сколько "гуру" банальным оболванием вспахивает ниву недумания.

"Ты то, что ты ешь" не только на уровне материи, чистота восприятия души зависит и от качества духовной пищи. Привычка побираться красиво и удобно упакованными объедками чужих мыслей и образов засоряет душу нечистотами незаметно для тела и головы. Кажущаяся осознанность поглощения не избавляет от последствий, любой выбор взимает свою плату - Вы и не заметите, как протухнет Ваша "жемчужница"...
Чтобы моллюск слой за слоем укутал песчинку перламутром, нужна очень чистая вода, в нечистотах он гибнет.

Пару лет назад в Карельской Питкяранте услышала, что к ним вернулась жемчужница.
Есть ли у Вас время на всеядность? А ведь так легко, вкушая пищу, не обкрадывать себя, а обогащать, бусину за бусиной нанизывая жемчужную осознанность на одежды зрелости души.




19.01.19



Подвал лисьей норы
 Лисьи тропы
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи байки:
  • Вера и религия "неославянизм", идеологический подлог или успешный коммерческий проект? Часть 1.
  • Ахиллесова пята борцов с родноверием, Часть 2.
  • Позиционный тупик. Часть 3.


  • Избыточность vs Достаточность. Карандашные наброски.

  • Индивидуальность vs Индивидуализм. Карандашные наброски.

  • Какого Моцарта им ещё не хватает?

  • О "потреблядстве" и не с_только.

  • Об успешных формах власти и государстве. (наброски угольком)

  • Почему государственник всегда больше, чем патриот, а патриот не всегда государственник.


  • О велосипедах, совести и либералах. Песнь первая.
  • О Кисе, тёще и потерянном гарнитуре. Песнь вторая.
  • О свободе. Из брачных песен либералов. Песнь третья.
  • Почему интеллигенции никогда не стать совестью нации. Песнь четвёртая.
  • Истоки "короткоштанности" либералов, или к чему ведёт "вольтеровская максима". Песнь пятая.

  • остальная пубЛИСцистика...
  • Времени нет, или сказка о полученных ответах и незаданных вопросах.
  • Сказ о волшебном озере.
  • Сказка о машине времени.
  • Сказка о поглупении, или карандашные зарисовки теории интенсивности.
  • Сказка о спящей царевне.
  • Сказка о трёх сёстрах, или теория аскезы, накиданная угольком.
  • Сон в снежную ночь, или сказка о том, как соль правит миром...
  • остальные ЛИСьи сказки...
    (запаздывает с индексацией новых текстов)