Мифы обрядовой обережной куклы.


Ничто не обросло таким количеством домыслов и фальсификаций, как оберег, так рудиментарными отростками ушедшая традиция проникает в жизнь современного человека - смысл утрачен, а форма, кажущаяся понятной, накладывается на нынешнюю модель мира и создаёт новый псевдосмысл. Самые же катастрофические искажения связаны с обрядовой (обережной) куклой.

Надо понимать, что игровая кукла была очень важным элементом социализации, передачи традиции, навыков гигиены и ремесла, но никогда ни у одного из народов населявших северо-запад России не зафиксирована обрядовая кукла: ни у славян, ни у балтов, ни у карел, ни у вепсов, ни даже у саамов (с ними вообще всё интересно, высока вероятность, что в процессе перемещения на Запад они утратили значительную часть своей национальной идентичности, а дошедшая до нас "двуногая кукла" на рогульке - дальнейшее развитие куклы на палочке). В отличии от восточных народов севера (тех же манси и ханты, изготавливавших специальную посмертную куклу, куда переселялась четвёртая душа "лила"-"дыхание", чтобы по истечении определенного срока реинкарнироваться в новорожденном того же рода и пола) ни у одного из народов северо-запада не зафиксировано обрядовой куклы.
Все куклы северо-запада были ИГРОВЫМИ!!!
Запомните это пожалуйста.
Это связано с мировоззрением и определенной, иной картиной мира, отличающейся от современной, в которой оберег был всегда конкретен и локален (для тела - шейные гривны, ожерелья, браслеты, не только подтягивающие рукава, но охраняющие, обязательные пояса), и зачастую не афишируем (у народа ижоры шейный оберег носился на спине, а отнюдь не на груди), оберег для дома - прост и неприметен для чужого глаза (тут можно много перечислять: порог, окно, очип, на который подвешивалась колыбель и т.д.), а в качестве родового оберега - выступала в первую очередь одежда предков (именно поэтому новорожденных кутали в старые отцовские одежды, а на сватанье девушка "поддевала" бабушкин наряд).

Единственным типом обрядовой куклы зафиксирована свадебная кукла, которая была шитой, а не вязанной ниточками и точно повторяла все элементы женского костюма.

Получившая же широкое распространение, как обрядовая: Кормилка вепсская, Капустница, Рванка - миф, порождённый восприятием современного человека, помноженным на успешный маркетинг. Как продать игровую куклу, которую девочки делали для себя сами? Сделать её обрядовой, наделив особыми свойствами. История вепсской Берегини восходит к кукле Тatuzen, приобретённой 1981 году в вепсской деревне Ребов (Бокситогорского района Ленинградской области) в составе так называемого "кукольного дома", состоявшего из трёх кукол. Кукольный набор делала девочка пяти-шести лет в 1975 году. Размер описываемой - самой маленькой куклы был чуть меньше мизинца, надо понимать, что его делала очень маленькая девочка, маленькими пальчиками, отсюда гипертрофированные узелки грудей, связанных из квадратов, тиражируемых ныне в Берегине, как элемент плодородия. У остальных кукол этого кукольного дома грудь нормального размера, в коллекции РЭМ в настоящее время хранятся 3 игровые куклы, сделанные в 1970-1995 годах: две одетые, одна , та самая, маленькая - без одежды, что, вероятно, и заставило обратить внимание на отличающиеся размерном вторичные половые признаки.

Миф о вепсской обрядовой кукле постоянно развенчивает ведущий специалист РЭМ (Российского Этнографического Музея) кандидат исторических наук Л.В. Королькова, разъясняют это и в клубе "Параскевна" при РЭМе, но справится со шквалом коммерческой фальсификации, распространяемой доброхотами они не способны. Помимо того, что вепсская кукла не была обрядовой (а следовательно обережной), Л.В. Королькова опровергает, что её делали из обрывков изношенной одежды и перематывали нитками, выдерганными из этих лоскутков, не находят подтверждения и изначальное (не путать с современной традицией) выставление её на окошко, "для зазывания сватов" и много других ритуальных действий, якобы совершаемых при изготовлении.

Ещё одним немаловажным аргументом "про", в пользу доводов Корольковой, для людей здравомыслящих, может послужить тот факт, что обереги - явления семейного круга, они НИКОГДА не делались на продажу или впрок.
Будучи игровой, эта кукла не становится хуже или менее ценной, она была важным элементом социализации, передачи традиции, навыков гигиены и ремесла.
Просыпающую у народа тягу к истокам и утраченным традициям успешно монетизируют, искажая историю и уничтожая последние точки соотнесения с истиной.
Остановитесь люди! Придуманное прошлое вам к чему?



16.04.19



Подвал лисьей норы
 Лисьи тропы
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи байки:
  • Вера и религия "неославянизм", идеологический подлог или успешный коммерческий проект? Часть 1.
  • Ахиллесова пята борцов с родноверием, Часть 2.
  • Позиционный тупик. Часть 3.


  • Избыточность vs Достаточность. Карандашные наброски.

  • Индивидуальность vs Индивидуализм. Карандашные наброски.

  • Какого Моцарта им ещё не хватает?

  • О "потреблядстве" и не с_только.

  • Об успешных формах власти и государстве. (наброски угольком)

  • Почему государственник всегда больше, чем патриот, а патриот не всегда государственник.


  • О велосипедах, совести и либералах. Песнь первая.
  • О Кисе, тёще и потерянном гарнитуре. Песнь вторая.
  • О свободе. Из брачных песен либералов. Песнь третья.
  • Почему интеллигенции никогда не стать совестью нации. Песнь четвёртая.
  • Истоки "короткоштанности" либералов, или к чему ведёт "вольтеровская максима". Песнь пятая.

  • остальная пубЛИСцистика...
  • Времени нет, или сказка о полученных ответах и незаданных вопросах.
  • Сказ о волшебном озере.
  • Сказка о машине времени.
  • Сказка о поглупении, или карандашные зарисовки теории интенсивности.
  • Сказка о спящей царевне.
  • Сказка о трёх сёстрах, или теория аскезы, накиданная угольком.
  • Сон в снежную ночь, или сказка о том, как соль правит миром...
  • остальные ЛИСьи сказки...
    (запаздывает с индексацией новых текстов)